Это я к тому, что на первый взгляд кажется: уж в анимации-то нас ждет настоящая свобода! Тут хоть собак в космос, хоть дядю Федора в Простоквашино! Кажется, что как напишешь, так и нарисуют.
Ни фига! Своих собственных правил тут предостаточно. Начиная c того, что сильнее смысла нужны гэги, нужно действие. Парадоксально звучит, но на сценарном уровне анимация это более концентрированное кино, чем то, что мы ваяем обычно. Диалоги — короче и точнее. Ремарки ярче и разнообразнее. Но интересное начинается дальше. Оказывается, в анимации применяются несколько принципиально разных техник. Я лично сталкивался с двумя.
В одной (маслом по стеклу) и правда все возможно, и делается глубоко, с замахом на вечность, но очень долго. В другой (перекладка) все быстро, но на выходе у нас странно дергающиеся персонажи, на которых мучительно смотреть и неловко предъявлять детям (особенно — собственным). При этом в обоих случаях лично ты все сделал по науке: композиция — звенит, диалоги — кратки и изящны, причинно-следственная связь потрясающе логична. Ты выложился как на экзаменах во ВГИК. Или даже сильнее. Но искусство в технике перекладки невозможно.
Фото: Flickr
Я уже не говорю про то, что никто не отменял продюсерское видение проекта. В анимации оно, скажем так, чуть менее профессиональное, чем в кино или на телевидении. Претензии к сценарию могут на уровне «не нравится, а нужно, чтоб нравилось». Будьте готовы, что продюсеры в анимации не оперируют понятиями «решение персонажа» или «решение сцены», будьте готовы максимально понятно объяснять им, что именно вы сделали и почему результат называется «сценарий». И в конце концов, общий язык всегда находится и утвержденный сценарий попадает к режиссеру…
Если говорить о режиссерах, работающих в анимации, то я заметил, что у всех (а может — это только мне шесть раз подряд так везло?) существуют серьезные авторские амбиции. Режиссеры (часто — они же и главные художники фильма), утвердив эскизы и раскадровку, исчезают, присылая раз в полтора месяца все более и более увеличивающийся в хронометраже мультфильм. Работа идет год-другой. Минуту качественного мультфильма небольшая студия делает в среднем месяц.
Если повезет, и режиссер окажется по-настоящему глубоким, у тебя в фильмографии может оказаться классный фильм. Мне повезло: я в титрах мультфильма «Маланья», который почти шедевр. Но я никогда не забуду, что режиссер «Маланьи» позволил себе не снять две сцены, аргументировав тем, что «у меня и так уже есть 15 минут».
Мультфильм «Маланья» (2014)
Но одно дело, когда режиссер чего-то не снимает. Ясно, что в хороших сценариях есть запас прочности и проект не ляжет. Бывает и другое: режиссер может, не посоветовавшись, придумать какую-то свою сцену, потратить полтора месяца на ее изготовление и прислать ее, уже поставив в монтаж.
В моем фильме «Жить» произошел именно такой случай. В монтаж была поставлена сцена со всеми ошибками на свете: без действия, без конфликта, еще и построенная на одном только диалоге. Убрать эту сцену из монтажа не позволяло времени и финансы. Но самое страшное — без этой сцены фильм оказался бы короче заявленного хронометража. В конце концов пришлось решать проблемы сцены на озвучании, когда осмысленные, конфликтные, новые фразы вкладывались в анимированные для других слов рты персонажей. Работа ювелирная. Если бы не высококлассные артисты, «швы» этой работы остались бы видны.
Мультфильм «Жить»
В работе сценаристов для анимации минусов хватает. Так, за сценарии мультфильмов платят на порядок меньше, чем на сериалах. Но плюсы перевешивают. Ремесло ремеслом, а на выходе каждый, кто делал мультфильм, шлет привет собственному детству. Мол, я жив! Я чувствую!