Как режиссеру работать с непрофессиональными актерами

Фильм «Кантия», съемки которого только что завершила наша команда — это пример калейдоскопического сочетания профессиональных и непрофессиональных актеров. Некоторых действующих лиц мы взяли «с улицы». Это дети и несколько актеров-не-актеров. Основные герои фильма — настоящие, профессиональные актеры. В чем-то такое сотворчество облегчает, но в чем-то и усложняет работу.
 

Тизер фильма «Кантия» (2018)

В классической модели персонаж создан быть воплощенным в актере. Я так работать не могу. Мои персонажи имеют плоть и кровь и кочуют из обычной жизни. Я нахожу их среди случайно встреченных и хорошо знакомых мне людей. Это, конечно, наваждение, когда ты бежишь за девочкой с просьбой дать номер ее телефона. Так было пару лет назад. Мы отдыхали в Балаклаве, я увидела девочку и поплыла за ней на катере, потом выбежала и долго бежала по пристани. И так же долго я объясняла родителям, что хочу снять их ребенка в кино.

Завидую универсальности и профессионализму режиссеров, которые могут относиться к актерам, как к пластилину. Мне же интереснее, когда персонаж выходит из актера естественно. Например, я кайфовала от работы с рэпером Максом Галкиным. Я встретила его случайно на кинофоруме «Таврида». Этот человек вышел из душных пространств заброшек. Он являл собой персонажа, несущего и угрозу, и тепло для моей девочки. Мне нравилась его угловатость, его пластика. Я знала, на чем сделать акцент. Мне нравилось много думать о нем, прежде чем явить его кадру.

Или, например, работа с профессиональным актером Евгением Харитоновым. Не могу сказать, что ставила перед собой задачу использовать его творческий потенциал. Вообще, актеры со своим диапазоном интересны мне не так, как интересен комплекс человеческих и физических качеств. В Жене мне понравилась его «медвежесть», мешковатость, сказочность: он вышел из северных мифов и являет собой отцовство и животную неуклюжесть. Вот это мне и было нужно.

И конечно, надо стараться быть честной с самой собой. Это самое сложное. Чаще всего, когда актеру что-либо неясно, будь он профи или нет, значит, что что-то не ясно мне самой.

Но однажды мне очень повезло. Работа над первым фильмом «Дирижабль», читка сценария, споры и встречи, длилась месяц. А потом, словно заряженное ружье, актеры выстрелили — и кино получилось.
 

Фильм «Дирижабль» (2016)

В «Кантии» у нас не было времени на предварительную работу с актерами, и я не успела прочувствовать свою актерскую команду, осознать, как можно бы было. Перестроение. И каков результат? Результат — калейдоскоп, к которому стремились все участники команды. Мы понимали, что профессиональные актеры помогут, и непрофессиональные — тоже помогут, как ни странно. Так и получилось. Круто, что фильм многогранен. Он нестроен и на монтаже должен выходить из своих рамок. Собственно, все как в жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *