Когда оператору стоит применять оптические фильтры?

Накамерные фильтры делятся на несколько типов:
 

  • конверсионные (компенсационные);
  • градиентные/оттененные;
  • ND-фильтры;
  • поляризационные;
  • IR-фильтры;
  • эффектные (soft, fog, pro-mist и многие другие);
  • специальные (диоптрийные/бифокальные, анаморфотные насадки, монокли и т.д.).

Конверсионные (компенсационные)

В условиях цифрового изобразительного пространства многие из них стали необязательными. Появилось понятие «баланс белого».

Во времена пленочного кино были конверсионные (компенсационные) стеклянные фильтры. Они ставились на оптику для изменения цветовой температуры света (3200 К, 5500 К), проходившего через объектив в зависимости от пленки. Эта часть стеклянных фильтров практически ушла в прошлое, ими сейчас мало пользуются на площадке.

Постпродакшн позволяет упростить процесс: цветовую температуру, правда не по всем параметрам, можно изменить на этапе цветокоррекции, можно даже исправить частичный брак. Но не все так бесхитростно. Например, зону спектра CC green/purple чаще всего стараются устранить на площадке. На постпродакшне, вы рискуете получить изменение теней или тона лица артиста.

Градиентные/оттененные

Очень популярными были и остаются градиентные фильтры. Но теперь их на постпродакшне с легкостью заменяют масками. Мое мнение: материал, снятый с градиентным фильтром исправить сложнее, нежели применить маску, имитирующую его.

ND-фильтры (neutral density)

ND-фильтры встроены в тело современных камер, поэтому лишнее стекло на передней линзе объектива только усложняет процесс съемки. Фильтр, установленный на объективе, дает дополнительные блики, и избавиться от них можно либо при помощи сложных конструкций, либо невозможно вовсе. При этом операторы, которые не могут работать с хорошим классом камер, все еще используют ND-фильтры или VarioND в недорогом DSLR-производстве.

Поляризационные

Этот тип фильтров нужен, чтобы устранять блики на стеклянных или отражающих поверхностях, и изменяет плотность неба в кадре. Создать похожий эффект на стадии постпродакшна невозможно, поэтому обойтись на съемочной площадке без фильтров этого типа нельзя.

IR-фильтры

Эти фильтры полностью или частично убирают зону инфракрасного излучения (Full Spectrum IRND), и часто используются в сочетании с ND-фильтрами. Применять их в процессе постпродакшна почти невозможно: вы столкнетесь с окрашиванием теней, чаще всего в красный. Если вы не работали с конкретной камерой ранее, обязательно до съемок узнайте о чувствительности ее матрицы к красной зоне спектра.

Эффектные

На мой взгляд, флю, абберации и оптическая «грязь» всегда лучше выглядят, снятые вживую. Pro-Mist и Soft тоже сложно достоверно воссоздать на посте. Я всегда использую подобные фильтры на этапе съемки. Но вы не должны забывать, что, если вы ошиблись с выбором фильтра и недовольны результатом, придется переснимать изображение. Ведь перечисленные эффекты невозможно устранить в процессе постпродакшна.

Специальные (диоптрийные/бифокальные, анаморфотные насадки, монокли, Lansbaby и т.д.)

Бифокальная линза позволяет видеть в резкости две разные части кадра, и добиться этого эффекта закрытой диафрагмой невозможно. Возможны варианты композинга, похожие на эффект от диоптрийной или анаморфотной насадок, но нельзя воссоздать монокль или Lansbaby. Все богатство дисторсий и аббераций, дающих эти насадки, в момент съемки материала лучше иметь при себе.

Главное теперь определиться, какого именно эффекта вы хотите от изображения. Решать вам!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *