Однако люди редко формируются одним событием из прошлого, чаще всего они — плод совокупности разных факторов на протяжении долгого времени (даже папа-алкоголик из неблагополучной семьи плох не тем, что однажды сильно накостылял, а тем, что в течение многих лет бил и влиял на психику), поэтому у флэшбэков есть тенденция упрощать и привирать.
Классный подход к флэшбэкам в «Дикой» Жана-Марка Валле: образы, мелькающие на экране буквально секунду, обрывки диалогов и событий. Почему это выгодная придумка? Во-первых, используется классический для кинематографа принцип «ничего лишнего» (короткие кадры, где героиня валяется со шприцом, или где ее губы затягиваются наркотическим дымом над нагретой фольгой, предостаточно рассказывают нам и о прошлом героини, и о том, ради чего она сбивает себе в кровь ноги в непосильном путешествии).
Сцена из фильма «Дикая» (2014)
Во-вторых, отказ от подачи «цельной истории» во флэшбэке делает его более естественным. Короткий флешбэк моделирует работу нашей памяти: у нас нет необходимости вспоминать «весь сюжет», ведь мы и так его знаем.
Самый большой вызов в том, чтобы рассказать о прошлом персонажа через его настоящее. В «Дне сурка» мы не знаем, как герой стал таким, но из его модели поведения и отношения к жизни вырисовывается очень понятный путь: амбиции и талант, столкнувшиеся с непринятием среды и препятствиями сформировали защитный механизм в виде заносчивого сарказма, мешающего герою испытывать любовь и близость.
«Жизнь тихого отчаяния» Джерри из «Фарго» рассказывает нам многое о его в прошлом, вплоть до брака по расчету. В «Брате» Данила говорит всем, что служил писарем, и именно контраст лжи и демонстрируемых им навыков рассказывает нам, кем он был на самом деле и через что прошел.