Когда сценаристу применять флешбэки?

Флешбэк — очень удобный повествовательный инструмент. В этом его преимущество и недостаток. Преимущество понятно: кино, как напоминают все учебники по сценарному мастерству, старается «показывать, а не рассказывать». Как рассказать о прошлом персонажа? В диалоге — скучно, ненаглядно и некинематографично. Поэтому сценарист выбирает один выразительный эпизод из прошлого, предельно точно и емко характеризующий персонажа и передающий информацию о нем.

Однако люди редко формируются одним событием из прошлого, чаще всего они — плод совокупности разных факторов на протяжении долгого времени (даже папа-алкоголик из неблагополучной семьи плох не тем, что однажды сильно накостылял, а тем, что в течение многих лет бил и влиял на психику), поэтому у флэшбэков есть тенденция упрощать и привирать.

Классный подход к флэшбэкам в «Дикой» Жана-Марка Валле: образы, мелькающие на экране буквально секунду, обрывки диалогов и событий. Почему это выгодная придумка? Во-первых, используется классический для кинематографа принцип «ничего лишнего» (короткие кадры, где героиня валяется со шприцом, или где ее губы затягиваются наркотическим дымом над нагретой фольгой, предостаточно рассказывают нам и о прошлом героини, и о том, ради чего она сбивает себе в кровь ноги в непосильном путешествии).
 

Сцена из фильма «Дикая» (2014)

Во-вторых, отказ от подачи «цельной истории» во флэшбэке делает его более естественным. Короткий флешбэк моделирует работу нашей памяти: у нас нет необходимости вспоминать «весь сюжет», ведь мы и так его знаем.

Самый большой вызов в том, чтобы рассказать о прошлом персонажа через его настоящее. В «Дне сурка» мы не знаем, как герой стал таким, но из его модели поведения и отношения к жизни вырисовывается очень понятный путь: амбиции и талант, столкнувшиеся с непринятием среды и препятствиями сформировали защитный механизм в виде заносчивого сарказма, мешающего герою испытывать любовь и близость.

«Жизнь тихого отчаяния» Джерри из «Фарго» рассказывает нам многое о его в прошлом, вплоть до брака по расчету. В «Брате» Данила говорит всем, что служил писарем, и именно контраст лжи и демонстрируемых им навыков рассказывает нам, кем он был на самом деле и через что прошел.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *