Рождение идеи
Юрий Коротков, один из авторов второй версии «Экипажа»: Верещагин – из тех продюсеров, которые активно участвуют в проекте. Он читал все варианты. Но он не «давящий продюсер», а совещательный. А вот Коля Лебедев – это Наполеон. Он продавливает свою идею, которая кажется ему верной, и переубедить его очень сложно. Это, конечно, здорово, когда режиссер абсолютно точно знает, чего он хочет.
Николай Лебедев: Сценарий «Экипажа» – это был сложный многоступенчатый процесс. Текст писался последовательно несколькими авторами. Только один я был, как «переходящее Красное знамя». У нас была задача не делать повтор фильма Александра Наумовича Митты. Я обожаю эту картину. И я понимал, что повторить фильм 1979 года невозможно, поэтому надо было найти свою историю, своих героев, свою проблематику.
Николай Лебедев на съемках фильма «Экипаж»
Юрий Коротков: Было изначально понятно, что это не будет «миттовской» историей, потому что фильм Митты четко делился на две части. Первая – это очень тоненькие многофигурные человеческие истории, которые большей частью не были привязаны к профессиональной авиации. Просто семейные истории. Вторая – это революционный по тем временам «фильм-катастрофа». Но сейчас нельзя звать зрителя на «катастрофу» и показывать ему долгую тщательно написанную историю взаимоотношений. Нынешняя публика не досидела бы до катастрофы.
Николай Куликов, один из авторов финальной версии «Экипажа»: Скорее, задача была вот какая: к тому моменту, когда наши герои попадали в катастрофу, мы должны были их очень хорошо знать, понимать, в чем их проблемы. Мы должны были видеть, над чем они будут работать, чтобы избежать этой катастрофы. Каждый решает в себе что-то особое. Вот это «особое» нам нужно было передать компактно, жизненно, увлекательно. И когда они попадают в смертельно опасную ситуацию, то должны перешагнуть свое эго, какие-то предрассудки.
Кадр из фильма «Экипажа»
Когда я пишу, то представляю только Козловского и только Машкова (смеется). На самом деле прокручивал в голове разные варианты, надевал эти роли на других актеров. Но когда узнал, что Зинченко будет играть Машков, был просто в восторге.
Первый драфт
Актер Данила Козловский. Кадр из фильма «Экипажа»
Кроме того, у первого варианта был слишком длинный зачин. Там отношения у главного героя и его брата начинались еще с подросткового возраста. Поэтому мы с Алексеем Онищенко перепридумали и переписали первый сценарий.
Николай Куликов: Когда я пришел в проект, сюжет уже был примерно такой: страстный, не устроенный в жизни летчик очень хочет летать, а его отовсюду выгоняют. Его характер, внутренние ценности не дают ему устроиться. Потом он оказывается в экстремальной ситуации, где нужно поменяться, открыть в себе новые ресурсы. Канва во всех вариантах была одна и та же. Были разные конфигурации в отношениях с отцом, женщинами, с другими пилотами, но в целом все, как сейчас.
Окончательный вариант
Кадр из фильма «Экипаж»
Во время работы над сценарием он все время ест семечки. Вот мы садимся за стол. Он ставит перед собой огромный пакет семечек и огромную бадью для шелухи. Я думаю, что в этом есть физическое воплощение для тех идей, которые он проматывает у себя внутри. Ты видишь, сколько шелухи остается в этой банке. Значит, вот столько идей он для себя отбросил.
Николай Лебедев: Это второй фильм, который мы делали с Куликовым. Он не только веселый, но и очень талантливый человек. Работа с ним строилась просто: какие-то вещи он приносил, какие-то я приносил. Это такой же совместный процесс, как и на площадке. Так же, как я работал с Владимиром Машковым: как тут скажешь, что было придумано мной, а что им?
Николай Лебедев, сценарист, режиссер-постановщик. На съемках фильма «Экипаж»
Юрий Коротков: Вот эта легкость «Экипажа» – она, скорее всего, от Куликова. Верещагин мне переслал окончательный вариант сценария. Я его абсолютно одобрил, но пару вещей еще посоветовал. Если бы я писал его для себя, чтобы потом кому-то предложить, сделал бы больше «про людей», более напряженным. Коля изначально представлял себе четко жанровый «фильм-катастрофу». Куликовская доработка ближе к жанру.
Николай Куликов: Мне очень приятно, что Юрий Марксович про меня так думает. Я согласен с тем, что с моим приходом шуток в «Экипаже» стало больше. Но когда я увидел в фильме кое-какие вещи, которые выглядели легко и остроумно, то отметил, что некоторые из них мной не предполагались и не планировались. Это явно идеи Коли.
Актеры Владимир Машков и Данила Козловский. Кадр из фильма «Экипаж»
Это в каком-то смысле buddy movie. Два непохожих человека, начиная с одного состояния в начале фильма и заканчивая финалом, постепенно меняются. Просто кому-то ближе герой Машкова – строгий «человек инструкции». К тому же Машков больше может потерять – у него сын, жена. Для семейного человека его история выглядит драматичнее. Но когда Гущину-Козловскому приходится принимать решение о пересадке и обращаться к пассажирам – это не менее драматично.
Консультанты на фильме
На съемках фильма «Экипаж»
В «Экипаже» перенос людей с одного самолета на другой – это, действительно, фантастическая ситуация. У этих здоровенных лайнеров есть то, что у летчиков называется «скорость срыва», минимальная скорость полета. Она настолько огромная, что если человек высунется, ему голову оторвет. Я не уверен, что такое возможно, но ведь это сказка. На винтовых самолетах это теоретически возможно, так как у них скорость меньше.
Николай Куликов: Огромное количество людей нам помогало. На премьере представляли летчиков, которые нас консультировали. Но и мы с Лебедевым сделали глубокую исследовательскую работу. Мы прошли ногами путь летчика от входа в аэропорт до трапа самолета. Узнали, как все устроено.
На съемках фильма «Экипаж»
Все, что выглядит в фильме фантастически, теоретически возможно. Но вы вспомните, как в «Экипаже» 1980 года герой вылезал на поверхность самолета на скорости… сколько? 400 км/ч (смеется)?
«Писать сценарий – значит его переписывать»
Кадр из фильма «Экипаж»
Юрий Коротков: У меня было множество сценариев, которые писались практически в последнем варианте. Может, что-то и менялось, но на уровне слова. Так было с «9 ротой» и «Американкой». Если писать полуфабрикат и потом его дотягивать, то это не имеет отношения к творчеству. Я, как представитель старой формации, считаю, что хороший сценарий – это творчество.
Николай Куликов: «Экипаж» оказался настолько «экипажной», командной работой, что говорить о том, что я принес в сценарий, некорректно. Я ведь все это тоже не на пустое место положил, другие авторы тоже постарались. Сценарий – это работа коллективная. Нельзя просто один раз сесть, что-то написать, и все, снимайте. Я нахожу некую доблесть в том, чтобы долго-долго сидеть с режиссером и вытащить на бумагу его идеи, раздуть его искры. Коля Лебедев в этом плане постоянно провоцирует выдавать что-то новое и интересное, задает неудобные вопросы, ставит сложные задачи. И работа сценариста не останавливается даже во время постпродакшна: дописываются какие-то реплики для озвучания, например, слова для человека, который говорит не в кадре.
На съемках фильма «Экипаж»
Вот скажем, в Pixar рисуют отдельные линии героев по полгода, чтобы проверить, работают они или нет. Сценарий «Города героев» создавался и рисовался пять лет. Хотя тут, может, неточное сравнение: аниматоры во время написания сценария могут параллельно делать аниматик, проверять эмоциональное ощущение от какого-то героя или линии. Но почти то же самое и с киносценарием: хочется же поисследовать разные варианты развития событий, а это занимает время, нужно скрипеть пером и переводить бумагу.
Николай Куликов, один из авторов финальной версии «Экипажа»
Стендап научил меня коммуницировать со зрителем напрямую. (Николай Куликов является успешным стендап-комиком, – прим. tvkinoradio.ru). Там ты мгновенно понимаешь, когда что-то не работает. На сцене чувствуешь реакцию зрителей всем телом. А когда реакции нет, твой организм сам собой учится быть эффективнее, вызывать у зрителя эмоции быстрее и сильнее. Я думаю, что этот подход передался и в драматургию. Когда работаешь с соавтором, то чувствуешь, вспыхивает он или нет. Мне кажется большой проблемой, что многие авторы пишут, не выходя из своей кельи.
Я – только командный человек. Я достаточно быстро понял, что кино создается не волей одного автора, а талантами сотен людей. Поэтому нужно не ходить гоголем, а признать: «У меня тут роль сценариста. Я должен сделать так, чтобы все получили зажигательный текст». А когда тебе дают какую-то критику, надо понимать, что на самом деле другие участники команды просят: «Зажги нас! Еще! Пока недостаточно горячо!»