— А что мне еще остается делать в ожидании полнометражного дебюта? В современных условиях конкуренция на полнометражные дебюты очень велика, а критерии социального лифта в сфере кино не всегда очевидны. Остается только снимать короткий метр, чтобы чувствовать себя в профессии, экспериментировать и развиваться, пополнять портфолио проектов, и творчески выражаться. Ну и вообще, нравится мне снимать короткометражные фильмы! Думаю, что причины заниматься коротким метром будут, даже когда появятся реализованные полные метры.
— В чем для вас преимущество короткометражного кино?
— Самое главное — относительно недорогое производство. На коротких метрах многие творческие специалисты и актеры готовы работать без гонораров (и это не заслуга специалистов, а проблема нашей индустрии, т.к. отсутствует системное финансирование короткого метра), часто можно обойтись недорогими техническими решениями. Команда работает «с горящими глазами», из любви к искусству, это очень живое кино, в котором можно экспериментировать, делать ошибки и учиться.
Кадр из фильма «Самый лучший сотрудник»
По программам кинофестивалей видно, что с каждым годом увеличивается не только количество короткометражек, но и растет их качество. Уверен, что в будущем короткий метр уйдет из чисто студенческого и фестивального сегмента и станет самостоятельным форматом, востребованным у зрителя. Говорю не только как режиссер, но и как фестивальный программный директор и организатор кинопоказов.
— Для кого предназначены ваши короткометражные картины?
— Для зрителя, и только для него. Когда я снимал свою дипломную работу, про фестивали я не думал. И потом с удивлением наблюдал, как она побеждает на фестивалях. Иногда можно сузить адресность фильма. Например, фильм «Самый лучший сотрудник» (фильм участвовал в конкурсной программе десятого фестиваля «Арткино», — прим. tvkinoradio.ru) — это история для женской аудитории. А фильм «Каждый первый» — он для всех.
— Интересует ли вас, сколько людей посмотрели ваш фильм?
— Количество просмотров в случае короткого метра, да и вообще, — это, скорее, показатель грамотной стратегии продвижения, чем качества фильма. Часто бывает, что миллионы просмотров набирают совершенно безвкусные и непрофессионально сделанные фильмы, но короткие по хронометражу и эпатажные по содержанию. Для меня самый важный показатель — это реакция зрителей во время просмотра. Безумно приятно, когда зал смеется там, где нужно смеяться, и замирает, там, где нужно замереть. Значит, работа удалась.
Кадр из фильма «Каждый первый»
— Как при помощи короткого метра попасть в индустрию?
— На основе своего опыта, и опыта коллег могу сказать, что успешная короткометражка — это не залог быстрого дебюта. Хотя, разумеется, она ему способствует. Что касается моего опыта, то мои короткометражные работы оказались в целом достаточно успешными на фестивалях (порядка 60 наград в общей сложности, и есть главные призы). На данный момент у меня было несколько предложений запуститься с полным метром, но по разным причинам они не состоялись. Понял, что в сфере кино ни в чем нельзя быть до конца уверенным, пока деньги не поступили на счет. И даже после.
Но с каждой неудачной попыткой приобретаешь бесценный опыт (это безо всякой иронии), и шансы на успех увеличиваются. Кроме того, от участия короткометражек в фестивалях много косвенной пользы: знакомства, контакты с интересными людьми, предложения в смежных сферах (например, преподавание). В целом, есть некая дорога, по которой я иду, и эта дорога интересная.
Кроме съемок фильмов, я уделяю много времени общественной работе: Молодежному центру союза кинематографистов Санкт-Петербурга. Я считаю, что, если условия для продвижения в киноиндустрии слабые или неочевидные, то их надо создавать, и делать это системно. Поможешь другим, и себе, и нашему российскому кино, которое очень хочется сделать таким, чтобы им гордились. Такая стратегия меня вдохновляет. Насколько она эффективна — покажет время.