По коридору из решеток идет под охраной скромный невысокий человек, его останавливает сотрудник тюрьмы, спрашивает по-киргизски, человек отвечает, охранник со скрипом открывает последнюю дверь. Эркин выходит на свободу.
Полностью снятый на узбекском и киргизском языках фильм рассказывает историю Эркина, осужденного за убийство и выпущенного из тюрьмы условно-досрочно. На воле ему никто не рад, он – изгой для своей семьи и для своей деревни. Он кажется чужим самому себе, но самое тяжелое – это видеть отца человека, которого он убил. И даже смотреть ему в глаза – это уже испытание, герою тяжело жить без его прощения.
Мария Гуськова, режиссер
Мария отвечает на мой вопрос, с чем связано, что эта небольшая получасовая лента создавалась довольно долго. Изначально картина задумывалась, как история о гастарбайтере, работающем в Москве, который в финале возвращается домой и встречается с вышедшим из тюрьмы отцом. Готовясь к съемкам, Маша поехала в Киргизию на три месяца, познакомилась с жителями, собрала много материала и поняла, что сценарий надо переделывать. Она кардинально переписала сценарий, сделав главным героем отца. Начало съемок пришлось перенести. Весь материал записывали в Киргизии, где уже были налажены контакты, найдены актеры и локации. После просмотра кадров в Москве стало ясно – три сцены придется переснять, и группа снова отправилась в экспедицию, в этот раз все прошло достаточно быстро.
«Наш кастинг проходил в чайхоне. Кахрамон рассказал мне о том, что в молодости он “отсидел в дисбате от звонка до звонка”. Затем я предложила ему пару этюдов, которые сняла на камеру. Кахрамон абсолютно не обращал внимания на камеру и легко погружался в предлагаемые обстоятельства. Я попросила его станцевать, чтобы узнать, сможет ли он актерски справиться со сценой танца. Танец был прекрасен, Кахрамона абсолютно не смущали смеявшиеся и улыбавшиеся люди, отдыхавшие в чайхоне и не понимавшие, что происходит», – рассказывает Маша.
При поиске визуального решения была выбрана статичная камера, чтобы передать неустроенность и одиночество главного героя.
Маша благодарна тем людям, которые помогали ей работать: «Это студенческое кино, все понимают, что ты не можешь платить большие деньги, однако всё равно выкладываются по максимуму».
Заполнив форму на сайте Каннского фестиваля и отправив диски по почте, Маша уже через неделю получила положительный ответ. Вот и всё волшебство.
Я задаю, возможно, странный вопрос: «Чем ты пожертвовала ради попадания в Каннский конкурс?» Маша слегка застывает от неуместности вопроса, оператор Денис подсказывает: «Психикой». Они смеются, но, возможно, в шутке Дениса есть доля правды. В последний месяц они спали по три-четыре часа в день, потому что, как оказалось, быть востребованными – это нелегко. В конце апреля им сообщили, что их фильм хотят видеть на нескольких российских фестивалях, включая «Кинотавр». Это значит, что надо получать прокатное удостоверение, готовить необходимые документы (это во время майских праздников). Параллельно шла подготовка к Каннскому фестивалю – это не только печать копии в DCP, но и необходимые формальности: визы, жилье, билеты и пр.
Съемочная группа фильма «Возвращение Эркина»
Под конец нашего разговора Маша всё-таки отвечает: «Мы, наверное, не жертвовали чем-то, а вкладывали и тратили все, что у нас было, чтобы реализовать замысел и сделать фильм. Время, деньги, силы, энергия, здоровье – мы выкладывались без остатка, пока не закончили кино».