Антон Бильжо: Когда мы только начинали свой режиссерский путь, то столкнулись с проблемой, что не понимаем, как войти в индустрию, не знаем, что нужно сделать. Как такового рынка и понятных правил игры не существует, двери довольно узкие. Поэтому три года назад мы придумали создать такую площадку, где были бы ясные и прозрачные правила игры для всех, кто хочет снять фильм и у кого есть идеи. Место, где можно завести проект и его развивать. Не бесконечно отправлять на разные питчинги, а где-то базироваться.
Сайт iwantfilm.ru
Евгений Похис: Место, где можно было бы не спеша и последовательно воздействовать на свой проект, развивать его. Получать какие-то мнения и комментарии по поводу того, что ты делаешь и смотреть, чем занимаются другие.
— У вашей площадки есть какие-то аналоги?
Евгений: В самом начале, когда придумывали, то ни на что не опирались. Потом уже обнаружили, что есть такой американский сайт Slated, где упор сделан на продюсерство. Там продюсеры играют сильную роль, они даже получают специальную аккредитацию в банках.
Сайт welcome.slated.com
Антон: То есть они реально могут инвестировать в какой-то проект, они проверенные, и у них есть гарантии.
Евгений: Насколько я помню, там бесплатный вход. У них нет такой анкеты, как у нас, просто загружаешь свой проект и каким-то образом привлекаешь проверенных инвесторов. Пока у нас в России такое невозможно, потому что сама система финансирования не ясна. Поэтому мы отказались от этого механизма.
Антон: Но при этом у нас также есть свои продюсеры, которые будут нами аккредитованы, и они смогут выбирать проекты при помощи различных фильтров.
— Как вы намерены помогать пользователям вашего сервиса?
Антон: Мы планируем в дальнейшем подключить специальных менторов, которые бы курировали и развивали отдельные проекты, представляющие особый интерес. То есть хотим выступить в роли агентства, которое продает успешные проекты. Таков один из возможных путей развития, который сейчас прощупывается, так как подобных ресурсов еще нет. Это важно и для нас, поскольку мы сами снимаем и хотим использовать этот ресурс.
Режиссер Евгений Похис / Фото: Виктор Вытольский
Евгений: Есть еще другой путь. Мы, безусловно, будем из ценных и значимых проектов собирать дайджест и предлагать его продюсерам.
Антон: Сейчас мы пытаемся понять, как заниматься этими проектами, потому что просто оставлять их на сайте не совсем интересно. Нужно давать людям почувствовать, что есть реальная возможность что-то снять при помощи нашего сайта.
— На какие средства существует ваш сайт?
Антон: Пока на наши собственные. Если внедрим агентскую схему, то будем получать какие-то проценты от продажи проектов продюсерам или на ТВ. Было бы здорово найти инвесторов, чтобы ускорить этот процесс.
Евгений: Но главное, чтобы это не было закрытой территорией, не просто какое-то агентство, а сайт, к которому каждый может подключиться. Некое подобие открытой биржи.
— Что сейчас уже работает, какие услуги предлагает ваш ресурс?
Антон: Сейчас можно загружать свои проекты. Мы сделали анкеты по типу тех, которые используются в Фонде кино или Минкульте. Они везде похожи, но очень странно, что нет одного места, где была бы одна типовая анкета. Вы можете, используя нашу анкету, загрузить свой проект, получать отзывы, экспертные оценки. Причем наши эксперты могут помочь вам посчитать бюджет.
— Что это за эксперты, насколько они авторитетны и на какой основе работают?
Антон: Пока они дают свои экспертизы бесплатно. Это люди, с которыми мы работали. Среди них, например, Анастасия Глинская, которая была продюсером моих короткометражных фильмов, она помогает считать бюджет. Есть еще известный оператор Евгений Привин, который может оценить ваш тизер или трейлер.
Фото: Виктор Вытольский
Евгений: На наш взгляд, они дают цельные, сильные экспертизы. Но мы, естественно, эту область будем развивать, что очень важно. Заполучить их оценку – просто, нужно нажать на кнопку «получить рецензию» в своем профиле.
Фото: Виктор Вытольский
Антон: В дальнейшем мы хотим, чтобы они тоже получали за свои рецензии какие-то деньги, сделать эту услугу платной. Но сейчас люди пока мало понимают, как это работает. Потому что не так много тех, кто прошел через все жернова питчингов и презентаций. Большинство не понимает: для того, чтобы проект пророс, нужно пройти множество стадий переписывания сценария, придумывания презентаций. Люди еще не почувствовали всю прелесть нашего ресурса, где ты можешь создать проект, получить подсказки, сделать режиссерскую экспликацию, подумать над кастингом, какие-то локации прикрепить. Да, кстати, у нас на сайте есть возможность сделать промостраницу, которую можно показать продюсеру, — синопсис, актеры, локации и т.д. — всё, что может дать первичное представление о проекте.
— Как вы лично пользуетесь своим сайтом?
Евгений: Мне в какой-то момент не хватало консультаций, здесь же я могу показать заявку на документальный фильм и поговорить о нем.
Антон: Мне всегда не хватало полной информации о том, куда, на какие питчинги и когда можно подать заявку. Нет ни одного такого сайта, где можно было бы прочитать, какие у меня есть возможности. И мы сейчас собираем все питчинги в одном месте.
Евгений: Не только питчинги, там будут и фонды, кинорынки. То есть это место, где ты можешь наметить путь своего проекта.
Антон: Меня всегда бесила необходимость заново заполнять анкеты для разных питчингов. Нужно было искать свою презентацию в каких-то папках, разные версии. Сейчас я заканчиваю проект «Рыба-мечта», мой полнометражный дебют, выложил его на iwantfilm.ru и там работал над ним.
— Что будет после того, как я заполню анкету своего проекта?
Евгений: Ты можешь получить отзыв, экспертную оценку, поделиться проектом со своей съемочной группой или подать его на питчинг. Ты сам решаешь, кому предоставлять доступ к полному тексту. Для этого зарегистрированный пользователь должен подать заявку на запрос к доступу, либо вы самостоятельно его вносите в свой список.
— Есть ли какой-то отбор среди заявок, которые размещаются у вас?
Антон: Мы не влияем на них, это открытый сайт для всех. Другое дело, когда будем заниматься продвижением отдельных проектов, то среди них, конечно, проведем отбор.
— По какому принципу к вам попадают продюсеры?
Фото: Виктор Вытольский
Антон: Мы просто хотим, чтобы это были реальные люди. У нас есть продюсеры, но их пока немного. Так как продюсер получает доступ ко всем нашим проектам, то у него должна быть хорошая репутация.
— А каковы гарантии, что мой сценарий не украдут?
Антон: У нас изначально прописано, что человек сам решает, кому давать доступ к сценарию, а кому нет. Но в наших планах сделать так, чтобы публикация проекта являлась подтверждением авторского права.
Фото: Виктор Вытольский
Евгений: А если мы разовьем нашу линию менторства, то, естественно, будем брать на себя защиту прав на период продвижения.
— Что такое «зрелость проекта» и как сделать так, чтобы мой проект не затерялся среди других?
Антон: «Зрелость проекта» — уровень заполненности анкет. Когда человек думает над проектом, когда он меняет кастинг, дописывает и переписывает локации, тогда кино и собирается. Чем более зрелый проект, тем скорее он заинтересует продюсера. И наш сайт для таких людей, которые готовы по-взрослому думать над своим фильмом и детально его себе представлять.
Евгений: По поводу продвижения. Мы планируем ввести такую платную функцию, которая позволит временно выдвигать ваш проект на первую позицию в общем рейтинге.
— Есть ли уже примеры успешных проектов, которые создавались с помощью вашего ресурса?
Антон: Пока это только мой фильм «Рыба-мечта», который я планирую выпустить летом. И, как уже говорилось, я работал над ним при помощи нашего сайта, собирал презентацию, показывал разным людям. Я могу что-то передвигать, менять, и самая свежая версия хранится на сайте.
— С какими проблемами сталкивается человек на питчинге?
Евгений Похис и Антон Бильжо представляют свой проект во время круглого стола «Короткометражное кино: ресурсы и перспективы»
Антон: Заполнить заявку, презентовать ее, выйти и рассказать, чтобы было все ясно и интересно. Вот, почему кому-то что-то не понятно? Я же написал: «Фильм о том-то и о том-то», – а он не понимает. Ему не смешно и т.д.
Евгений: Еще момент с совместными презентациями. Когда люди из одной команды начинают вместе что-то презентовать, часто возникает кавардак. Люди не чувствуют единый импульс своего проекта.
Антон: Потому что они его не проговорили, не проработали. А когда придется снимать, с этим столкнешься. Каждый потянет в свою сторону. Когда я приехал в Германию на питчинг в Котбус с «Рыбой-мечтой», я там рассказывал историю, но до этого еще сам ее четко не видел. У меня произошел странный момент эмоционального узнавания своего фильма через реакцию аудитории. Я был удивлен, что люди смеялись в таких местах, где не должны были. Например, я сказал, что у меня главная героиня — эстонская femme fatale (роковая женщина), и все засмеялись. Вдруг я увидел, что это смешно, и стал разворачивать историю в сторону юмора. Когда думаешь о своем фильме, реакция аудитории —очень важный момент. Это воздух, из которого рождается фильм.
— Где критерий, который покажет, что ты, наконец, написал хорошо?
Антон: Только внутри тебя. Я против того, чтобы безоговорочно принимать оценку аудитории. Это волны, разбивающиеся о твой волнорез, который нарастает со временем. Если что-то тебя снесло, значит, это было неправильно построено. Где-то ты абсолютно крепко стоишь на ногах, и дальше тебя ничто не собьет. Я подавал «Рыбу-мечту» на краудфандинг, никто денег не дал, но я был абсолютно уверен в том, что этот фильм сниму. Чем больше ты проработал свой проект, тем меньше тебя касаются внешние факторы. Тем скорее получишь на него деньги.
— Как обстоят дела с культурой питчингов в России?
Антон: Чем чаще ты проект показываешь, тем лучше. Нам не хватает обсуждения и общего взрослого взгляда на свой собственный проект. Многие думают, что нужно написать сценарий, показать его разным продюсерам и всё. А они, естественно, откажут, потому что этого недостаточно. Продюсера нужно убедить, что это интересно, еще массой других способов, иногда даже не только посчитав бюджет, но и договорившись о скидках. Когда ты говоришь, что у тебя есть оператор, композитор, объясняешь, что и как будет выглядеть, то продюсер будет думать, что ты серьезный режиссер. Многие сегодня не совсем понимают весь этот процесс.
Фото: Виктор Вытольский
Евгений: Так устроен этот бизнес, ты должен подготовить проект, без этого не пройдешь никуда. Нельзя просто сказать: «У меня будет такой классный фильм», – или: «У меня есть такая крутая идея». Это ничего сейчас не даст. Все продюсеры заточены на то, чтобы правильно, коротко и ясно рассказать и заразить своим проектом.
Фото: Виктор Вытольский
Антон: Есть еще кризис питчингов как жанра. Ты приезжаешь с надеждой, что сразу найдешь продюсера или деньги. Но этого не происходит, как правило. Если пришел только с целью получить деньги, скорее всего, будешь расстроен. Тем не менее кто-то услышал, что я был на питчинге в Котбусе, пошел какой-то слух, и мне это помогло. Проблема еще в том, что продюсеры часто сами не знают, чего хотят, и автор должен быть немножко продюсером, чтобы убедить того на его же языке купить проект. Поэтому главная миссия нашего сайта — наладить диалог между автором и продюсером.
— Сейчас питчинги это единственный способ снять фильм?
Антон: Нужно найти продюсера, такого же молодого как ты, который так же очень хочет снять фильм. Пойдете ли вы к другому продюсеру, у которого есть деньги, подадите ли на питчинг или попытаетесь получить деньги из фонда — это уже разные стратегии. Но все равно вы вместе создаете проект со сценаристом, оператором, актерами — некой командой и думаете, как это всё поднять.
Евгений: У фильма нет своего офиса, поэтому здорово, когда есть место — проект, где все могут собраться, почитать мысли друг друга, встретиться в скайпе и всё обсудить.