Андрей Григорьев
Кажется трудно объяснимым, что этот сюжет нашел своего постановщика только сейчас. И это не художественный фильм, а честно сделанное документальное кино, в котором нашлось место и подвигу нашего солдата, и любви. Еще удивительнее, что его сняла относительно молодая команда. При этом помощь с финансированием предлагали многие, но только не государство.
Андрей Григорьев и Николай Васенин
— Андрей, как, по-вашему, является ли это этически верным: взять 90-летнего реального персонажа и делать про него кино?
— Да, вы знаете, когда мы ехали во Францию, перед нами стояла трудно подъемная задача: 94-летнего ветерана провести по местам боевой славы. Это было не так просто. Начнем с того, что в те дни в Европе были температурные рекорды. Потом, бастовали французские рабочие, били стекла на поездах. И мы в последний момент приняли решение ехать на машине. Николай Максимович ехал с нами все шестьсот километров, сидя на заднем сидении. Так вот, с его стороны не было никаких остановок по требованию, никакого плохого самочувствия. Это человек старой закалки, который показывает нам, как надо справляться с любыми испытаниями. Мы много чему научились от него и очень гордимся тому, что его дело живет, что память о нем увековечена.
Николай Васенин и его сын в Сен-Сорлене
— Как вы работаете с актерами на площадке? Жестко?
— Можно ли обращаться с актерами жестко? Ну, вы же знаете, что «Васенин» – это реальная история. Это не постановка. Никакого жестокого обращения с актерами у нас не было. Я не верю в то, что строгая дисциплина – это залог успеха. (смеется) Надо же наоборот – погрузить артиста в атмосферу, чтобы он отдался полностью. Чтобы он мысленно и физически, как хамелеон, перевоплотился.
Это вообще главная задача – погрузить всех членов съемочной группы в одну идею, в один процесс.
— Расскажите про краудфандинг…
— Народное финансирование? Когда нам было отказано в поддержке от руководства области, конкретно от министра культуры Свердловской области, мы сконцентрировались и привлекли тех людей, которые имели определённое влияние и смогли привлечь к нашему проекту спонсоров. Вот на сегодняшний день нашим фильмом заинтересовалась генеральный партнер «Русская медная компания». Мы этому факту рады. И даже больше: гордимся. С их помощью мы смогли закончить фильм в срок, смогли повысить качество производства. Я считаю это не просто удачей, а большой победой всей съемочной группы.
Андрей Григорьев и Павел Саблин, кинооператор, соавтор и сопродюсер фильма
— Вы можете в процентном соотношении сказать, сколько в «Васенине» народных денег, сколько личных, сколько инвесторских? Мы не лезем в карман, просто очень важно понимать, как сейчас живет российская документалистика.
— Если говорить в процентном соотношении, то народное финансирование – это порядка 30%. Моих личных средств было задействовано около 15%. Средства моих друзей – около 20% (это еще и деньги съемочной группы). Всё остальное – это генеральный партнер, с помощью которого мы повышали и повышали качество.
Николай Васенин его правнук в Париже
— Не секрет, что режиссер с самого начала производства находится на грани отчаяния, не понимая, правильно ли он все делает. На каком этапе вы вдруг поняли, что проект получается?
— Получился или получается?
— Получается.
— Мы поняли это, наверное, тогда, когда наш фильм поддержали люди. Когда они начали передавать эту историю из уст в уста. Это было очень приятно просто наблюдать, как совершенно не знакомые тебе люди всячески стараются поддержать твою идею. Это здорово, это очень вдохновляет, ты чувствуешь ответственность перед людьми, чтобы не подвести их.
— Вы рассказывали, что Николай Максимович успел увидеть фильм до своей смерти. Как он отнесся к материалу?
— Замечательно. Я вообще думаю, что он все еще с нами. И он так же, как и мы, переживает. Мне даже кажется, что он гордится результатом.