Как выстроить календарно-постановочный период и не превысить бюджет
— Изначально на съемки «Арбузных корок» мы закладывали 10 съемочных дней, но потом поняли, что не уложимся в такие сроки ни по бюджету, ни по организации. Аренда площадки у нас была ограничена, а погода подвела: пошли дожди. Мы форсировали съемки и уложились в шесть с половиной дней.
До этого у нас были две недели репетиций, потому что я понял, что снять картину быстро станет возможно, только если мы тщательно подготовимся и не будем тратить время на импровизации. В результате мы не сняли практически ни одного лишнего кадра. Как хотели — так и получилось. А так как я еще и режиссер монтажа, я изначально знал, что мне нужно, а что — нет.
Саша Тананов, оператор. На съемках фильма «Арбузные корки» / Фото: Влад Яковлев
У нас не было возможности, как у господина Любецки, снимать по две минуты в день. Но с погодой нам, в целом, повезло. Как и с оператором Сашей Танановым, который, как мне кажется, лучше всех у нас снимает на натуре с естественным освещением. Саша, кстати, сам меня нашел. Когда я готовился к диплому «Твой брат так умеет», я выложил его синопсис, он его прочитал, мы познакомились и стали снимать. А когда я начал работать над дебютным полным метром, то снова позвал Тананова, потому что знал, как он работает и как может импровизировать, если что-то пошло не так.
Как собрать звездный кастинг
Борис Гуц и Ярослав Жалнин. На съемках фильма «Арбузные корки» / Фото: Влад Яковлев
Однако не могу сказать, что кастинг прошел быстро и безболезненно. Некоторым не нравилась моя концепция, эстетика, некоторые хотели сниматься в более светлой и позитивной картине. Но я зацепился за Ярослава Жалнина («Гагарин. Первый в космосе», «Метро». — прим. tvkinoradio.ru), которому предложил не совсем стандартную для него роль. Я увидел, что многие режиссеры используют его как милого мальчика и положительного героя, а когда встретился с ним, предложил: «Давай ты сыграешь подонка, у которого есть причины для этого?» Он загорелся, прочитал сценарий и согласился. Это личный профессиональный подвиг для любого актера — сделать то, что зрители от него не ожидают.
Евгений Алехин. На съемках фильма «Арбузные корки» / Фото: Влад Яковлев
Евгений Алехин — непрофессиональный актер, музыкант и один из участников рэп-группы «Макулатура», художник во всех смыслах этого слова. Он случайно прочитал сценарий и предложил себя в качестве актера. Юлю Хлынину я увидел в фильме «Всё и сразу», где она играла такую боевую девочку, и подумал, что она тоже может появиться в другом амплуа немного странного персонажа. Она параллельно снималась в «Дуэлянте», но ни разу не подставила нас.
Анастасия Пронина и Юлия Хлынина. На съемках фильма «Арбузные корки» / Фото: Влад Яковлев
Ну и Настя Пронина («Тряпичный союз», «О чем говорят мужчины». — прим. tvkinoradio.ru), которая сыграла Америку, буквально в последний момент, за четыре дня до съемок, успела прыгнуть в наш поезд. Здесь у нее смелая сцена, на которую не каждая девушка согласится. Обычно молодые актрисы хотят быть красивыми и гламурными, но «Корки» — это не тот случай. Некоторые потом писали, что я ненавижу женщин и буду гореть в аду, но мы с Настей так не считали.
Как найти бюджет без помощи Минкульта, не теряя времени на краудфандинг
На съемках фильма «Арбузные корки» / Фото: Влад Яковлев
Вариантов финансирования у нас было немного. Либо взять у Минкульта, либо краудфандинг. Но краудфандингом нужно заниматься. Профессионально, ежедневно, на протяжении всего сбора средств. С пожертвованиями у него мало общего: это суровая работа SMM-менеджмента или департамента маркетинга. Если относиться к этому несерьезно, сделать пару репостов и решить, что проекту сразу же понесут огромные деньги — вас ожидает провал. Во всяком случае, если вы не Борис Гребенщиков. Мы отказались от этой идеи практически сразу, подумав, что лучше потрать силы и время на подготовку и репетиции.
У меня были личные сбережения, которые позволили нам запуститься. Когда процесс уже идет и есть какие-то результаты, финансирование проходит легче.
Есть люди с какими-то сбережениями, есть те, у кого вообще ничего нет, но есть машина: ее всегда можно продать и иметь на руках, условно, 200 тысяч рублей. Можно взять кредит, как это сделал я. Это еще 300-400 тысяч.
На съемках фильма «Арбузные корки» / Фото: Влад Яковлев
Еще один момент. Схема, по которой ты приходишь к спонсору и просишь деньги или оборудование за логотип или упоминание в титрах, давно не работает. Сейчас нужно приходить к инвестору и предлагать: «Вы нам даете финансирование, а мы вам сделаем, скажем, 10 фото в инстаграме с нашими звездами на фоне вашей машины. И это увидят 25 тысяч подписчиков. Это может стоить столько-то. Бару или кафе неинтересно, если через полтора года, когда выйдет фильм, в титрах будет его логотип. А вот если мы сделаем фото в кафе и заплатим фейсбуку за раскрутку 2000 рублей и получим 200 тысяч просмотров — совершенно другое дело».
Многие думают, что если расскажут о будущем участии фильма в разнообразных фестивалях, то все понесут им деньги. Да плевать всем на фестивали! Зачем это нужно компании Ford? Им не плевать только в том случае, если кино будет во всех кинотеатрах страны. Я не знал даже, будет ли у меня прокат, но мы приходили и говорили абсолютно честно, что фильм будет там-то и там-то, будет фото, его увидят столько-то человек. Это работает.
Экономика должна быть экономной во всем
— Нужно сесть и посчитать, на чем ты можешь сэкономить, а на чем сэкономить невозможно. Исходя из этого, я подумал, что можно снимать быстро, на натуре днем, чтобы не привлекать свет, предварительно все тщательно отрепетировав. Таким образом, мы экономили 20-30 тысяч рублей в день. Умножаем на количество смен — получается выгода в 200 тысяч.
Где еще можно сэкономить? Например, снимать в локациях, за которые не надо платить. Сейчас интерьер (квартира, офис и так далее) стоит 50-80 тысяч рублей за смену. Тогда надо искать такие квартиры, кафе, в которых можно снимать бесплатно. Например, квартира в «Корках» — моя, кафе — это бар знакомых, которым мы пообещали логотип в титрах.
На съемках фильма «Арбузные корки»
Мы брали в аренду RED. Сейчас в Москве полно контор, предлагающих RED, но, что немаловажно, вместе с механиком. Механик целый час настраивает какие-то проводки, и это стоит 13-15 тысяч в смену. Мы тоже работали с механиком, но брали быстрого, толкового и недорогого человека, который прекрасно понимал, что у нас денег не то чтобы мало… у нас их нет.
Как снимать натуру в Москве
— Я сам из Омска. Там, да и вообще в каждом провинциальном городе, можно поехать на любой пляж и снимать, сколько хочешь. Но не в Москве. Тут либо все аккуратненько, но ограждено, либо свободно, но в камышах. Вариант снимать в Подмосковье сразу отпадает, потому что подразумевает переезд и добавляет 2-3 часа на пробки. Часики тикают, ты платишь осветителям, механику камеры и всем остальным, кто работает за деньги. И еще по 800 рублей каждому за переработку.
Я недели две ездил по всем пляжам Москвы и смотрел локации. Надо отдать должное администрации города, которая оборудовала все берега бетонными барьерами, из-за чего снимать было невозможно вообще. Есть городские пляжи, например, в Серебряном бору: там берут 50 тысяч в день. Мы отказались от этого варианта, сэкономив 250 тысяч.
На съемках фильма «Арбузные корки»
Поиски продолжились. Я загуглил вид Москвы с высоты птичьего полета и увидел какой-то лысый пятачок в районе Щукинской (который, как мы позже узнали, так и называется — «Лысый пляж»). Мы с оператором приехали туда: стояла пасмурная погода, на пляже ни души — нам понравилось. Затем мы начали искать владельца, потому что понимали, что как только здесь появятся камеры, сразу появится и полиция.
Как решить проблемы бюрократии и не отвлекаться от своих прямых обязанностей
— Из своего организационного опыта я знаю, что без бумажки никто снимать не даст. Я еще на своем дипломе заранее озаботился разрешением на съемки в городе. Но надо иметь в виду, что по закону бумажка должна быть подписана в течение 30 дней с момента подачи заявления: это время тоже надо закладывать.
Мой сопродюсер Анастасия Гусенцова буквально доставала всех чиновников из Мосприроды, чтобы они выдали разрешение на съемки на данной площадке. Если бы не она, ничего бы не состоялось, или состоялось, но не так, как мы этого хотели. Поэтому вот еще совет: для того, чтобы вы ни на что, кроме своего фильма не отвлекались, нужен партнер (сопродюсер, ассистент, помощник), желательно девушка, который бы стоял горой за ваш проект. Если вы будете этим заниматься сами, у вас не хватит ни времени, ни сил, ни внутреннего обаяния, чтобы одновременно бегать по инстанциям, и тут же снимать кино, работать с актерами и так далее. Такой человек — ваша правая рука.
Анастасия Гусенцова. На съемках фильма «Арбузные корки» / Фото: Влад Яковлев
Нам было нужно разрешение на въезд машины. Мы просили его на два автомобиля, но нам дали только на один. Кроме того, там стоял шлагбаум, поэтому требовалось разрешение на получение ключа, чтобы открыть замок (в итоге, когда мы приехали, оказалось, что ключа не нужно, шлагбаум сломан, и все это прекрасно знали). Ну, и еще было необходимо разрешение на киносъемку на территории муниципальной зоны отдыха. Нам очень долго не давали эту бумажку, люди явно хотели чего-то за этот документ, но все-таки подписали, буквально в последний момент перед съемками.
В первый же день, через три часа после нашего появления на пляже, приехала полиция (постарались добрые бабушки), увидела все эти разрешения, козырнула и ушла. Через два часа приехал начальник экологической службы, хотел остановить съемку, но увидел документы и сказал: «Хорошо, ребята, до свидания». В общем, в нашей стране правят бумажки.
На съемках фильма «Арбузные корки»
Мы перегородили пляж, чтобы люди не заходили в кадр, и сам кадр выстроили так, чтобы нам никто не мешал, и мы никому не мешали. Тем не менее нашим согражданам было всё равно. На второй час после начала съемок через огороженную зону демонстративно прошагала бабушка, сказав: «А мне плевать, что вы снимаете, я 15 лет каждый день в 11 утра здесь загораю и буду загорать». В последний день к нам подошел один завсегдатай, который каждый день играл там в волейбол, и спросил: «Ребят, а что вы здесь делали пять дней? Что вы такого снимали, почему все хотели вам морду набить или просили нас это сделать?»
Нужно ли серьезно относиться к постпродакшну, и как не подраться с самим собой
— Мы, конечно, могли не заморачиваться и сделать кино в стерео или для телевидения, не осложняя себе жизнь кинопрокатом. Но я решил для себя, что надо окучивать фестивали и рассчитывать на какой-никакой, но прокат. Поэтому было нужно сделать DCP-копию со звуком 5.1. На площадке мы писали в том числе и чистовой звук. Тем не менее все foley-шумы мы записывали в одной из лучших студий Москвы, «Синелаб». На звук у нас ушло три недели. Да, в Питере делать дешевле, но если взять переезд и проживание звукорежиссера и режиссера, то выйдут те же деньги.
Цветокорр и мастеринг нам делали с большой скидкой наши друзья. Причем Юрий Ворохин с «Космосфильма» — один из лучших цветокорректоров в Москве: он и его команда, помимо прочего, работали над «Под электрическими облаками» Германа.
Борис Гуц. На съемках фильма «Арбузные корки» / Фото: Влад Яковлев
Это, конечно, очень смешно со стороны, но на картине я совмещал функции продюсера, режиссера, сценариста и режиссера монтажа. Во мне сидели четыре голоса, которые постоянно спорили друг с другом. На монтаже продюсер Гуц ненавидел режиссера Гуца, тот в свою очередь ругался со сценаристом.
Надеялся ли я отбить в прокате вложенные личные средства? Нет.. Первый полный метр не только для меня, но и для каждого режиссера — это визитная карточка. Собственно, я для этого «Арбузные корки» и делал. Появились связи, на меня обратили внимание критики, известные актеры, продюсеры и, конечно, зрители. Раз это есть, значит, вся эта сумасшедшая идея, эта история с «Арбузными корками» произошла не зря.
Подведем итоги
— Репетируйте. Огромное количество наших фильмов, в том числе малобюджетных, терпят неудачу. Многих подводит сумасшедшая выработка, или они что-то не успевают снять, или режиссеры не знают, как это делать. В итоге получается по 34 дубля на кухне. На самом деле все очень просто. Притащи актеров, притащи оператора, притащи телефон и снимай репетиции. Не надо заигрываться, пусть хотя бы все знают свое место. А так как сейчас современные телефоны позволяют тебе выставлять глубину и формат кадра, то на репетициях можно понять, какой нужен объектив.
Экономьте. На всем, на чем только можно. Есть режиссеры, которые принципиально никому не платят. Мы кому-то платили, но не полную цену, и это моя позиция: есть люди, которые должны получать хоть какие-то деньги. Это их организовывает. Если человеку ты платишь 3-5 тысяч, то он приедет вовремя, у него не будет морального права в ключевой момент сказать: «Ой, я надолго заболел».
На съемках фильма «Арбузные корки»
Моделируйте фильм в своей голове заранее. Когда мы репетировали на репетиционной базе, я точно знал, где кто должен стоять, и буквально расставлял актеров по точкам. Тем более, что у нас три взгляда на одну и ту же историю, поэтому все должны были на своем месте, в том или ином ракурсе. За время долгих репетиций актеры понимали уже на физическом уровне, куда повернуться, где сесть и где лечь.
Не надейтесь на пересъемки. Сейчас многие выделяют на них несколько дней, но это слишком вольготно. Снимайте так, чтобы не тратиться на эти повторы. Это тоже исходит из репетиций и тщательно продуманного фильма в голове. Если со светом порядок, если вся аппаратура работает, если нет непредвиденных бабушек на заднем плане, если с погодой всё хорошо – тогда вы вообще можете снимать с одного дубля. Максимальное количество дублей — 14 — у нас было только в одной сцене, и то из них всего четыре рабочих, остальные не получались технически: то батарейки сядут, то оператор поскользнется. Но это был шестиминутный кадр, который трудно снять с одного-двух дублей.
Телевизионная премьера фильма «Арбузные корки» состоится 9 декабря на канале ТНТ в рамках проекта «Открытый показ».