Актеры Кристиан Гаде Бьеррум и Йоаким Фьелструп / Фото: Таша Беляева
Йоаким Фьелструп дебютировал в главной роли в фильме Оле Кристиана Мадсена «Итси-Битси», где сыграл Эйка Скалёэ, основателя группы Steppeulvene. Актер Кристиан Гаде Бьеррум в этой же картине выступил в роли отрицательного персонажа. Кстати, он также засветился в первой части «Нимфоманки» Ларса фон Триера.
— Как вы пришли в актерскую профессию? Расскажите об особенностях кино- и театральной подготовки в Копенгагене?
Йоаким: Я всегда любил играть, но никогда не думал, что на этом можно заработать. Мне казалось, нужно быть особо одаренным и очень трудолюбивым, чтобы стать актером. Но я все-таки решил пойти в актерскую школу. Никому ничего не сказал, почему-то стыдился этого. Неожиданно меня приняли, это был шок. Я строил другие планы, но когда поступил, то подумал: «Ок, теперь я актер, ну и ладно».
Кристиан: У нас есть три школы киноискусства, которые поддерживаются государством. Каждый год эти школы принимают по восемь человек – это эксклюзив. Получившаяся маленькая группа на протяжении четырех лет может делать все, что пожелает. Такие группы носят «самотерапевтический» характер, мы сами себя познаем в процессе обучения. Основное направление – как вести себя на сцене. Из нас делают театральных актеров, но параллельно учат и киномастерству – как вести себя перед камерой и т.д.
Актеры Йоаким Фьелструп и Кристиан Гаде Бьеррум представляют фильм «Итси-Битси» / Фото: Таша Беляева
Йоаким: К нам как-то приехал русский преподаватель, который вел различные курсы на протяжении месяца. Он был очень строгим, мы не привыкли к подобным формам общения с педагогами. Он никогда не хвалил, если у вас все получалось хорошо, а выделял только минусы и недостатки. В этом и разница, потому что в датской культуре мы всегда говорим: «О, молодец, у тебя все хорошо получилось, ты здорово сыграл». Но мы очень многому научились из этого «жесткого» обучения. Ну и, конечно, нужно отдать должное школе Станиславского.
Кристиан: Я, кстати, занимался фехтованием с русским и играл в «Идиоте».
— Как вам работалось с Оле Кристианом Мадсеном, есть ли у него особый подход к актерам?
Йоаким: Режиссер очень хороший, у него есть методы, с помощью которых он выявлял полезные аспекты нашего характера. Например, иногда мы снимали сцены без слов, акцент делался на движениях. Это хороший способ выявить наши специфические жесты, оставалось просто отработать их. Но после каждого дубля он притормаживал наш энтузиазм, потому что мы очень увлекались.
Презентация фильма «Итси-Битси» / Фото: Таша Беляева
Кристиан: Мне в нем понравилось то, что, несмотря на его собственное видение сцены, мы всегда имели возможность импровизировать, добавлять что-то свое во время съемки. Это было как игра, он очень редко давал нам инструкции, что нужно делать.
— Как вы воссоздали атмосферу 60-х?
Йоаким: Мы не играем 60-е, это все прописано только в сценарии. Конечно, на нас надета старая одежда, мы ведем различные дискуссии о проявлении любви, ядерном оружии – это все возвращает нас обратно в 60-е. Но перед каждой сценой я не сидел и не думал: «Так, нужно помнить, что я в 60-х». Никогда такого не было. Я просто входил на площадку и жил своей жизнью.
— Съемки происходили преимущественно в Швеции, Хорватии и Аргентине. С чем был связан такой выбор?
Кристиан: Ну, во-первых, в Хорватии дешево снимать. Там есть такая же местность, как в Испании, Франции и других странах. Она там реально хороша. «Игру престолов» снимают в Хорватии.
Актер Кристиан Гаде Бьеррум / Фото: Таша Беляева
Йоаким: Те виды, которые мы показываем в фильме, их в Дании не существует, это очень плоская страна. Северную Африку воспроизвели в Аргентине, потому что режиссер снимал там прошлый фильм, у него сложилась команда, с которой он уже работал. Самое сложное было найти помещения в Хорватии похожие на что-то датское, это практически невозможно. Поэтому в Дании мы отсняли всего пять или шесть сцен.
— Можно ли говорить о каких-то особенностях датского кино?
Кристиан: Я бы не сказал, что этот фильм имеет характерные черты датского кино. Но я очень редко видел подобные датские кинокартины, которые были бы так красиво сняты.
Йоаким: В датском кино много реализма, социального реализма. Двадцать лет назад сформировался некий концепт датского кино, который можно увидеть у Триера и других режиссеров. Некие правила, согласно которым должно быть очень красивое окружение и хорошие актеры. До этого наше кино вообще было отвратительным.
Актер Йоаким Фьелструп / Фото: Таша Беляева
— Кстати, о Триере. Кристиан, расскажите о своих впечатлениях от работы в «Нимфоманке»?
Кристиан: Было весело, очень расслаблено. Это мой первый серьезный опыт в настоящем кино. По сценарию я лежу голый и девушка делает мне минет. К тому же это моя первая постельная сцена, но в этом нет никакого ажиотажа, главное техника. Мне прикрепили силиконовый член и оператор командовал процессом. В начале ты лежишь и закатываешь глаза. Оператор говорит: «Так, открой глаза, выпрями грудь, руки назад. Теперь положи руку на голову актрисы. Хорошо. А теперь руку вот сюда, да. Убери волосы». Вот в такой позиции тебе нужно делать лицо, как будто тебе приятно. В этом и состоит вся техника.
— Йоаким, в «Итси Битси» у вас тоже были откровенные сцены, где вы играете обнаженным. Для вас это в порядке вещей?
Йоаким: Когда я делал это в первый раз, я вышел на площадку и снял почти все, что на мне было. Начинаю снимать трусы и понимаю, что хода назад нет, – это будет на плёнке, это все увидят, эти кадры будут преследовать меня до конца дней. Но я подумал, что если для меня это не будет странно, то и для других это покажется совершенно нормальным. После каждого раза, когда говорили «снято», кто-то прибегал с полотенцем и накрывал меня. К концу съемок я думал: «Все же итак всё видели, на хрена это полотенце нужно», поэтому мы голые ходили по площадке и не стеснялись.
Актер Кристиан Гаде Бьеррум / Фото: Таша Беляева
Кристиан: Серьезно?
Йоаким: Да, у каждого на теле есть секретное место, недоступное взгляду других людей. Когда все его уже увидели, уже не так страшно. У меня же там не два пениса, там всё нормально. Все восприняли это адекватно.
— Йоаким, тяжело было имитировать голос Эйка и вообще петь в фильме, ведь это же ваш голос?
Йоаким: Да, это мой голос, он очень близко находится по диапазону к Эйковскому. Но если бы я играл Паваротти, то не справился бы, естественно. Когда я купаюсь в душе, то не так пою. Долго я над этим не работал. Понадобилось, конечно, какое-то время, чтобы приспособиться, но никакого большого труда это не составило. Однако это очень важный момент, потому что с 60-х осталось мало фотографий, никто не знал, как вел себя Эйк Скалёэ, как выглядел, какую одежду он носил, но его голос знали все.
— Как вы сумели так убедительно сыграть наркоманов?
Йоаким: Что касается травки, то я за семь лет до съемок занялся изучением этого вопроса. Но по поводу внутривенного использования… У нас есть такое место в Копенгагене, где наркоманам предлагают принимать наркоту, чтобы всё было стерильно, по правилам. Все знают, что там можно увидеть очень много наркоманов. Однажды я туда пришел и заметил мужика, который только что вколол себе дозу и хотел попить кофе. Он взял в руки чашку, но она была слишком тяжелой для него. Вместо того, чтобы поднести ее ко рту, он наклонялся к ней и никак не мог достать. Кончилось тем, что он просто наплевал в свой кофе – его слюна вытекала изо рта. Я думал об этом каждый раз, когда выходил на площадку. Очень сильная картинка, очень эмоциональная, то, что не забывается.
Кристиан: Я в жизни тоже много чего попробовал, так что имею представление об этом.
Актер Кристиан Гаде Бьеррум / Фото: Таша Беляева
— На съемках была настоящая травка?
Йоаким: К сожалению, нет. Когда мы снимали сцену с ЛСД, Кристиан сел на пол, выпрямил спину и у него забегали глаза: «А давайте настоящее ЛСД попробуем, чё бы нет?». Режиссер смотрит на него и отрицательно качает головой, потому что под наркотой актеры плохо играют.
Кристиан: Откуда ты это знаешь? Ты же не пробовал!
Йоаким: Сигареты тоже невозможно курить, когда снимается фильм. Очень много дублей, постоянно нужны новые, и когда ты играешь 25 дублей – ты уже укуренный в хлам, не можешь это табак больше курить. Поэтому используется «фэйковый» табак, ненастоящий, киношный. И когда шприц использовали, то это тоже был специальный шприц со складной иголкой, которая не проникает в кожу.
— Как вы относитесь к группе Эйка – Steppeulvene, есть любимая песня?
Кристиан: Хорошая музыка.
Актер Йоаким Фьелструп / Фото: Таша Беляева
Йоаким: Но не мой стиль, фигня какая-то. Нужно чтобы она была живей.
Кристиан: Любимая песня? Dunhameeeerraaaafteeen (поет).
Йоаким: Да, «Dunhammeraften».
— Читали ли вы книгу «Степной волк» Гессе? Можно ли провести параллели между главным героем книги Гарри Гиллером и героем фильма Эйком Скалёэ?
Йоаким: Конечно же. Мой персонаж был очень вдохновлен этой книгой, поэтому он назвал свою группу в честь нее. Как и у главного героя книги, у него было отторжение от всего мирского, но в тоже время он к этом тянулся. Он вывел теорию, что не нужно ограничиваться тем, что вы один человек. Можно иметь различное количество персоналий. Это как в книге «Человек с кубиками» – принимаешь решение в зависимости от того, что выпадет. Это не являлось его личным решением.
— У какого режиссера вы бы мечтали бы сняться?
Йоаким: Если я сделаю с Тарантино хотя бы один фильм, мне можно больше никогда не сниматься. Все сцены в его фильмах необходимые, если одну выкинуть, то полной картинки не сложится. Всё идеально подобрано. Актеры хорошо играют, потому что написано очень здорово.
Кристиан: Я всегда был большим фанатом Клина Иствуда. Еще хотелось бы поработать с Ройем Андерсоном, он вообще сумасшедший.
Актер Кристиан Гаде Бьеррум / Фото: Таша Беляева
Йоаким: Из русских режиссеров я бы с удовольствием снялся в первой части «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова. Он потрясающий режиссер, очень люблю его. У вас есть такая традиция – снимать хорошие драмы.
— Что бы вы могли пожелать начинающим актерам?
Йоаким: Я сам молодой актер, только что появился. У меня было всего два полнометражных фильма и одна короткометражка. Так что я не эксперт в этом вопросе.
Кристиан: Я хочу пожелать начинающим актерам забыть всё, чему вы учились. Всё, что вы видели в кино, читали о чем-то. Об этом надо забыть. Вы выходите на площадку, получаете какие-то инструкции и забываете обо всём, кроме реплик, конечно. Пытаетесь это воспроизвести, стараясь довести до идеала. И самое главное – это верить в своего режиссера; когда он говорит, что что-то плохо или хорошо – нужно ему верить. Смотреть в каком направлении он идет, приспосабливаться к этому. Я могу сфокусироваться на чем-то и пытаться довести сцену до идеала, но это практически невозможно. Всегда нужно учитывать монтажные вклейки, вырезки и т.д. Вы должны приходить на площадку и чувствовать всю сцену от «мотора» до «снято!».