На съемках фильма «Клетка»
Элла Архангельская: Да, так и было. Первоначальный режиссер, который был утвержден, по семейным обстоятельствам не смог работать на «Клетке». И моя подруга, продюсер Александра [Пискунова] сказала: «Не бросать же производство, так что бери в свои руки бразды правления». Так я и попала на проект в качестве режиссера за 27 дней до начала съемок. Это из тех историй, когда я оказалась в нужное время в нужном месте.
Александра Пискунова: Да, мы начали работать с болгарским режиссером Михаилом Пандурским, и у нас изначально была прописана «уходящая натура». Либо весна, либо осень. Это было принципиально, потому что это Достоевский, это Санкт-Петербург. Но Михаил в какой-то момент по личным проблемам должен был оставить проект, он попросил прощения, и мы начали искать того, кто мог бы его заменить.
Александра Пискунова, продюсер фильма «Клетка» / Фото: Виктор Вытольский
А так как Элла тоже продюсер, при этом еще и с режиссерским образованием, читала сценарий, мы поехали к Юрию Николаевичу Арабову (автор сценария и художественный руководитель фильма. – Прим. tvkinoradio.ru). Он согласился нам помочь – мы вместе выбирали натуру, утверждали актеров. Так как денег было немного (Министерство культуры у нас скромно выделяет средства), то наш художник Паша Шаппо нашел решение, как можно совместить современность и XIX век. У нас был вариант для экономии снять все в Минске, но для нас Достоевский – это Санкт-Петербург, поэтому мы сказали: «Нет, снимаем в Питере».
— У вас все локации были в Питере, включая интерьеры?
А. П.: «Клетку» мы сняли полностью в Питере. К нам на площадку приезжал Александр Николаевич Сокуров и удивленно спрашивал: «Как вы нашли такой уникальный объект?»
— У вас такой паркет нереальный на общих планах, который никогда специально не состаришь.
А. П.: Именно! На самом деле, квартиру Незвестного мы снимали в доме глухих. Там и экстерьер удачный, и две комнаты, в которых происходит действие.
На съемках фильма «Клетка»
На три дня к нам приезжал Сокуров, а для Юрия Николаевича это был вообще первый проект, в производстве которого он принимал участие с самого начала. Элла, естественно, всем руководила.
— Чья была идея немного осовременить Достоевского?
Э. А.: Арабова.
— Вам не кажется, что Арабов в последнее время часто затрагивает какие-то мистичные фантазийные истории?
Э. А.: У меня нет ощущения, что Юрий Николаевич переместился куда-то в мистику, как вы говорите. Но как человек он изменился, отошел по своему внутреннему состоянию от тех сценариев, которые он писал раньше. Он долго работал с Сокуровым, и тут появились, как он нас назвал, «две авантюристки», и полностью вложился в наш проект.
Элла Архангельская, режиссер фильма «Клетка» / Фото: Виктор Вытольский
А. П.: Он был в таком восторге от того, что он принимает в нем участие! Он сказал: «Я никогда не нахожусь на площадке больше четырех часов. Но только не здесь!»
Э. А.: Он работал, как все, по двенадцать часов в смену. Не покладая рук. Мы приготовили ему диванчик, он отдыхал на нем несколько часов, потом вставал и продолжал работать.
— В процессе съемок как-то менялся сценарий?
Э. А.: Нет. Это был полностью сценарий Арабова вплоть до точек и запятых. С главными героями, которые сыграли так, как хотел Юрий Николаевич.
На съемках фильма «Клетка»
А. П.: Естественно, там было много идей от Эллы, ходы, которые она придумывала, но диалоги все арабовские. Мы же снимали кино о любви, а такие фильмы строятся на сценарном материале. Но когда был закрытый показ финальной версии, Арабов после просмотра воскликнул: «Я не понял, о чем кино?» Ведь он просматривал весь материал, был в курсе всех изменений.
— Расскажите о кастинге. Всё безупречно, но… если вы правильно меня поймете, неоднозначно.
А. П.: Как такового кастинга у нас не было. Даниил Спиваковский у нас сразу стоял на роли Неизвестного. Как только он на пробах появился в костюме с шарфиком, мы сказали: «Всё. Больше ничего не нужно».
Даниил Спиваковский, актер
Э. А.: С Батюшкой тоже была похожая ситуация. Мы изначально думали о Евгении Кулакове. Единственное, на роль Кроткой мы выбирали из двух актрис, но жребий пал на Елену Радевич. Так что никаких мучений с кастингом у нас не было. Сама типажность, связанная с Достоевским, подсказывала нам, кого выбирать.
— Но вы же понимаете, что я сейчас спрашиваю о Дмитрии Нагиеве. Он был выбран в пользу коммерческой составляющей или дело в типажности?
А. П.: Типаж в первую очередь. Самое главное, что Нагиев – очень хороший актер. Мы послали ему сценарий, надо отдать ему должное за то, что он его прочел и сказал: «Да, я буду сниматься». Хотя, потом он узнал, что у Достоевского не было такого персонажа, как Мозер. Он был придуман Арабовым. И мы создавали Дмитрию самые разные образы, но как только мы надели ему такие маленькие темненькие очки, сразу стало понятно, что вот он, Мозер. Новый современный Мефистофель-финансист.
Дмитрий Нагиев, актер
Была такая история, что к нам на показ пришел банкир и возмутился: «Какое вы имеете право снимать такое кино про банкиров! Они не могут быть такими в жизни! Они честные, они труженики». Именно тогда мы поняли, что правильно выбрали Дмитрия Нагиева. Ростовщики в исполнении Даниила и Дмитрия – они ни плохие, ни хорошие, они современные. То, что такая «достоевщина» затронула за живое реальных людей, – огромная удача.
Э. А.: То, что Достоевский оказался очень современным по стилю, это удивительно. По стилю, по динамике, по темпоритму – это очень похоже на то кино, что смотрит нынешний зритель. Тема, которая затрагивает «Клетка», – вечна. Она была до нас, с нами будет и после нас будет важна.
А. П.: Это не чисто Достоевский и не чисто Арабов. Это гремучая смесь, которая и дает эту энергетику, темп.
— Правда, что на экранизацию русской классики проще взять деньги у государства, чем на фильм, основанный на современных реалиях?
Э. А.: Нет. Важно, что сделали для постановки продюсеры, что вы хотите сказать своим прочтением классики, куда вы потратите деньги, как сейчас говорят, налогоплательщиков. Классика здесь не при чем.
— В одной из сцен герой Спиваковского отзывается о Неве, Питере (читай, о России) с большим раздражением.
А. П.: Я вам вот что расскажу про эту сцену. Неизвестный и Батюшка сидят на берегу Невы. Когда начали смотреть отснятый материал, мы обратили внимание на темное пятно, которого не было во время съемки.
Кадр из фильма «Клетка»
Мы начали чистить на компьютере и кто-то сказал, что это дух Федора Михайловича. Так как съемки дались нам с очень большим трудом, было много проблем, что я пошла на могилу Достоевского и попросила, чтобы мы закончили этот фильм. И вы знаете, мне кажется (смеется), что картина получилась благодаря этому. Актеры работали на износ, Даниил играл на пределе, из-за чего некоторым критикам кажется, что он переигрывает.
— Да ну, что вы! Спиваковский не умеет переигрывать.
А. П.: Мне тоже кажется, что роль у него получилась.
— Меня другое смутило. Несмотря на то что в титрах значится композитором Алексей Айги, там очень мало музыки. Передать нерв без музыкального сопровождения – это задача очень нелегкая.
А. П.: Да, действительно, музыки Алексея Айги в фильме немного. Но там есть много произведений, подсказанных Юрием Арабовым, большим эстетом в мире музыки. Если вы заметили, то там она звучит в контрапункте. Если героиню насилуют, то звучит что-то веселенькое, если, наоборот, какая-то легкая сцена, то играет что-то серьезное.
— Надо ли перечитывать Достоевского перед просмотром «Клетки»?
А. П.: Всё, о чем говорят герои, – современно и сильно подходит к нашему времени. То, что говорит Мозер в исполнении Нагиева: «Любите деньги, и люди будут к вам сами липнуть», – это же про нас сегодняшних. Все актуально и можно разобрать на цитаты.