Сценарий и производство
— Алексей, как вам пришла идея сериала?
Алексей Воробьев: Нам, в компании Prospect, давно хотелось снять что-нибудь про подростков. Во-первых, у многих из нас растут дети и эта тема нас все больше интересует. Во-вторых, подростки неожиданно стали самовыражаться через блоги и YouTube, и вдруг все о них заговорили как о свежей струе, задавшей тон многим процессам — в музыке, в блогинге, в создании контента, и, по большому счету, в культуре. При этом у нас в стране давно не снималось ничего действительно классного на подростковую тему.
Трейлер сериала «Трудные подростки»
— Главный герой, футболист Антон Ковалев, отсидел два года в тюрьме за пьяный дебош. Насколько вы отталкивались при создании его образа от ситуации с Кокориным и Мамаевым?
Алексей Воробьев: Когда произошла история с Кокориным и Мамаевым, мы с Катей Матвиенко (это еще один креативный продюсер) как раз писали сценарий. Почему бы не воспользоваться настолько подходящим информационным поводом? Всегда интересно показать эдакого «плохиша», тем более — приблизить его к подросткам. Если бы мы придумали историю с избиением в кафе сами, многие бы сказали, что такого не бывает. Не могут футболисты никого побить. А поскольку такое произошло в реальности — пожалуйста. Более того, в истории появилась актуальность.
Денис Горшков: Это хорошо и с точки зрения маркетинга: существует привязка к актуальной теме. В сериале есть сцена, в которой скандал с футболистом Ковалевым обсуждает спортивный комментатор Василий Уткин. Мы конечно понимали, что вся эта ситуация к моменту выхода «Трудных подростков» может настолько надоесть, что вызовет у зрителей негативные реакции: «Ну, опять про Кокорина, еще сериала не хватало». Но к счастью, у нас история с буйными футболистами — только завязка для сюжета.
— Какие российские и западные референсы брались на вооружение в первую очередь? Английские «Отбросы», наши «Детки» и «Физрук»?
Алексей Воробьев: Сколько же я слышал вариантов на тему, что было для нас очевидным референсом. Каждый видит в «Трудных подростках» свое. Могу сказать, что у нас никогда не было очевидного референса, такого, чтобы мы сказали: «Сделаем, как у них, только хуже».
Вообще, мы с командой смотрели много всего на подростковую тему, многое читали. Это и «Эйфория», и «Половое воспитание», и «Конец ***го мира», и «13 причин почему», а также советские фильмы — «Чучело» и «Дорогая Елена Сергеевна». Хочется упомянуть и книгу Фредрика Бакмана «Здесь была Бритт-Мари» про пожилую женщину, которая занималась со школьной футбольной командой.
Генеральный директор онлайн-платформы more.tv Денис Горшков и креативный продюсер и сценарист «Трудных подростков» Алексей Воробьев / Фото: Ольга Наседкина
Денис Горшков: «Эйфория» появился в тот момент, когда ребята еще готовились к съемкам: она проложила новую дорожку, на которую удачно встали «Трудные подростки», и их резко начали сравнивать с этим американским сериалом.
— «Трудные подростки» сняты на уровне ведущих российских телепроектов. Как вы этого добились?
Алексей Воробьев: Я счастливый человек, так как избавлен от забот искать деньги. Вместе с тем, у нас была очень хорошая, профессиональная команда, им нравилось находить классные художественные решения, операторские, режиссерские и актерские. За это спасибо нашим продюсерам: Дмитрию Луневу, Борису Мокроусову и Наталье Голодовой, с которыми мы работаем вместе в компании Prospect.
Конечно, продукт, который сейчас создается для российских онлайн-платформ, должен быть абсолютно профессиональным. Он не только должен соответствовать телевизионному качеству, но и в чем-то его опережать: онлайн-платформы работают для более насмотренной аудитории, знакомой с тем, что снимают на Западе.
Кадр из сериала «Трудные подростки» / Фото: пресс-служба more.tv
Денис Горшков: Несмотря на абсолютно телевизионный подход с точки зрения стандартов производства и креатива, сроки у «Трудных подростков» были очень сжаты. Поэтому коллеги — настоящие монстры: они сумели справиться со всеми задачами и сделать интересный проект как с точки зрения сценария, так и с точки зрения продакшна.
— Почему сроки были настолько сжаты?
Алексей Воробьев: Мы не хотели, чтобы история с футболистами Кокориным и Мамаевым «протухла». К тому же, незадолго до выхода «Трудных подростков» зарубежным сериалам «Половое созревание» и «Эйфория» удалось разогнать подростковую тему. Поэтому мы понимали: нужно выпускать именно сейчас. Наложились и определенные производственные моменты, например, занятость актеров и режиссера: все это требовало от нас ускорения.
Креативный продюсер и сценарист «Трудных подростков» Алексей Воробьев / Фото: Ольга Наседкина
Одним словом, мы спешили. Но сериал оправдал все ожидания. Конечно, комментаторы в интернете всегда найдут к чему придраться, на то они и комментаторы. Недавно я нашел в интернете ролик, который рассказывает, чем плохи «Трудные подростки». Я считаю, если человек тратит время и записывает ролик на 25 минут, почему твой сериал не получился— это хороший знак. Я пока не смотрел видео, но уже успел прочитать комментарии. Многие вступают с автором в полемику, начинают защищать «Трудных подростков».
Спасибо огромное нашей фанатской базе: они не только много комментируют, но еще и запускают свое творчество — нарезают ролики из кадров фильма и рисуют персонажей. Надеюсь, через пару лет мы будем выпускать фигурки с героями из вселенной «Трудных подростков».
Взаимодействие с more.tv
— Алексей, а вы заранее планировали выпустить «Трудных подростков» именно на онлайн-платформе?
Алексей Воробьев: Да, зная, какие темы в сериале поднимаются. Просто некоторые вещи пока нельзя показывать на телевидении. Например, герои не могут курить, пить и употреблять в кадре наркотики.
Денис Горшков: К счастью для нас, интернет-платформ (смеется).
Алексей Воробьев: Мы и не против, нам очень комфортно в таких условиях. В общем, было понятно, что та степень свободы и честности, которую нам хотелось воплотить в сериале — достижима только на интернет-платформах. Конечно, мы могли отредактировать определенные эпизоды, чтобы попасть на телевидение, но тогда бы из сериала ушла правда жизни.
Кадр из сериала «Трудные подростки» / Фото: пресс-служба more.tv
Денис Горшков: Нам и так пришлось многое подрезать, даже в текущей версии. Существует более жесткий вариант сериала, и мы тоже хотим его как-нибудь выпустить. Для фанатов, так сказать (смеется).
— Кто первый на кого вышел — платформа more.tv на создателей «Трудных подростков»или наоборот?
Денис Горшков: Обнаружение «Трудных подростков» стало для more.tv поистине счастливым моментом. Сериал был уже в монтажном периоде, когда мы его увидели, заинтересовались им и обратились к ребятам. Фактически, мы вскочили в последний вагон.
У ребят еще не было финальной версии названия, поэтому мы штормили вместе: «Низшая лига», «Аутсайдеры», были и другие варианты. Маркетинг, схема дистрибуции, PR — на этом этапе мы уже включились по полной и довели «Трудных подростков» до экрана.
Кадр из сериала «Трудные подростки» / Фото: пресс-служба more.tv
— Денис, чем «Трудные подростки» привлекли ваше внимание: своей темой, свежестью подхода, креативностью проекта в целом?
Денис Горшков: Проект заинтересовал, в первую очередь, своей историей. Создателям сериала удалось сделать продукт, который оказался максимально близким современным подросткам, и поэтому мы получили такой резонанс и такую популярность по итогу.
— Как вы пришли к названию «Трудные подростки»?
Алексей Воробьев: Обычно, когда долго ищешь, возвращаешься к тому с чего начал, а «Трудные подростки» всегда были у нас рабочим названием. По сюжету трудные подростки –это не только дети, но и наш главный герой, футболист Антон Ковалев: как минимум, в начале сезона он еще не успел уйти далеко от подростков по своему нраву и задору.
Генеральный директор онлайн-платформы more.tv Денис Горшков и креативный продюсер и сценарист «Трудных подростков» Алексей Воробьев / Фото: Ольга Наседкина
Денис Горшков: С одной стороны, название облегчает вход для аудитории — сразу понятно, о чем сериал. С другой — настолько конкретным названием отсекается ее часть. Но когда начинаешь смотреть сериал, понимаешь — это срез эпохи, в которой растут современные дети.
— Как вы думаете, почему сериал так «зашел» подростковой аудитории?
Денис Горшков: Он снят на их языке. Подростки понимают, о чем там говорят, им близко, как говорят: это их сленг. Большая фишка в музыке. Многие треки из «Трудных подростков», после его выхода, раскрутились и стали хитами. Мы выпускали саундтреки во «ВКонтакте», добавляли в Apple Music и Яндекс.Музыку. Это помогло продвижению сериала.
Кадр из сериала «Трудные подростки» / Фото: пресс-служба more.tv
— Кстати, как вы нашли этих прекрасных музыкантов, которые написали вам саундтрек?
Алексей Воробьев: Мы слушаем то же, что и молодежь, стараемся от нее не отставать. Более того, сами получаем удовольствие от большей части этой музыки.
Были очень интересные моменты, связанные с саундтреком. Например, исполнитель Шарлот, для которого «Трудные подростки» стали дебютом в качестве автора саундтрека, очень ответственно подошел к процессу и попросил показать ему снятый материал. Мы пригласили его в монтажку и включили куски сериала на большом экране. Он остался доволен. Передаем Шарлоту большой привет!
Схема дистрибуции
— Вы выложили сериал бесплатно на онлайн-платформе more.tv и в сообществе «Трудных подростков» во «ВКонтакте». Денис, почему такая схема дистрибуции показалась вам наиболее подходящей?
Денис Горшков: Нам было важно показать сериал подросткам и молодежи: сериал для них и про них. А в рамках платной подписки доступ к сериалу оказался бы только у старшей аудитории, ставить на которую в этом проекте было бы ошибочно и нелогично. Поэтому мы и приняли решение выпустить его в открытый доступ.
Важно понимать, что «Трудные подростки» — это наш первый проект из линейки More Originals. Нам было важно познакомить с ним как можно более широкую аудиторию, чтобы привлечь ее на наш ресурс. И нам удалось! За первые полтора месяца мы собрали порядка 40 миллионов просмотров в интернете, совокупно по всем площадкам.
Генеральный директор онлайн-платформы more.tv Денис Горшков / Фото: Ольга Наседкина
Подобные цифры сопоставимы с охватом телеэфира. Так случилось, потому что у «Трудных подростков» был очень хороший «сарафан»: несколько раз сериал попадал в тренды YouTube, причем со второй-третьей серии его просмотры росли органически: интернет-зрители обсуждали и рекомендовали. Если не ведешь проект на YouTube с точки зрения «платных посевов», и при этом видишь, насколько взрывным образом растут его просмотры — это очень отрадно.
Алексей Воробьев: Когда «Трудные подростки» попали в тренды YouTube, мы это скриншотили, пересылали друг другу и пребывали в приятной эйфории.
— Сколько новой аудитории вам удалось привлечь на more.tv благодаря «Трудным подросткам»?
Денис Горшков: Аудитория приходит до сих пор. Мы размещаем промокоды на more.tv в YouTube и «ВКонтакте», таким образом привлекаем зрителей еще и оттуда.
То, что мы «вскочили» в проект «Трудные подростки» в последний момент — сработало и в плюс, и в минус. Наверное, если бы more.tv вошло в сериал пораньше, мы смогли бы привлечь еще большую аудиторию. Поэтому мы очень надеемся на второй сезон.
Кадр из сериала «Трудные подростки» / Фото: пресс-служба more.tv
— Может ли сериал вроде «Трудных подростков» выйти на нашем телевидении?
Денис Горшков: Подростки — это очень сладкая аудитория, с ней хотят быть и телеканалы, и интернет-платформы. Думаю, постепенно будут появляться разные проекты такого рода и по телевизору, и в интернете, что всем нам в плюс.
Алексей Воробьев: На мой взгляд, у подростков есть скепсис по поводу телевидения. По крайней мере, существует такой стереотип, что они живут в интернете, а телевидение — оно для их родителей.
Премия Digital Reporter и второй сезон «Трудных подростков»
— В декабре вы получили премию Digital Reporter: «Выбор прессы. Лучший интернет-сериал». Насколько такое признание помогло сериалу набрать популярности? Важны ли подобные премии, если уже есть 40 миллионами просмотров?
Алексей Воробьев: Во-первых, это дико приятно. Признание зрителей — одно, совсем другое — выбор критиков, которые много всего видели, и говорят при этом, что «Трудные подростки» — действительно классный сериал.
Кадр из сериала «Трудные подростки» / Фото: пресс-служба more.tv
Денис Горшков: Благодаря премии Digital Reporter, лидеры мнений стали писать про нас в Facebook, Instagram и в конце года мы попали в различные рейтинги, например, в «Лучшие российские сериалы» и «Лучшие сериалы про подростков». Если до Digital Reporter «Трудные подростки» раскручивались исключительно среди аудитории 16-24 лет, теперь их начала смотреть аудитория 30+. Конечно, премия для нас сработала.
Генеральный директор онлайн-платформы more.tv Денис Горшков и креативный продюсер и сценарист «Трудных подростков» Алексей Воробьев / Фото: Ольга Наседкина
— В какой стадии сейчас находится второй сезон «Трудных подростков»?
Алексей Воробьев: Не хотели бы сейчас раскрывать карты, но думаю, что скоро сможем вернуться к зрителям с какой-то более конкретной информацией.
Обложка: кадр из сериала «Трудные подростки» / пресс-служба more.tv