— Во-первых, сама тема, заявленная в сериале ─ провокационная, и зрители оценили именно разговор на «запретную» тему: об изменах, которые случаются у нас в жизни, не принято говорить. Во-вторых, многим, как мне кажется, понравилась интонация разговора. Мы говорили с людьми серьезно. Когда говоришь с людьми всерьез, а не по-детски, их это цепляет. Зрители получили пищу для обсуждения и размышлений, выводов и споров.
Трейлер сериала «Измены»
Не все, кто посмотрел «Измены», сказали: «Это потрясающе». Многие и возмущались. Но возмущаться это значит тоже вступить в контакт с темой и сериалом.
— Что вас вдохновило на тему «Измен»?
— Меня всегда удивлял лицемерный подход нашего общества, выражавшийся в том, что если у мужчины много женщин ─ он мачо и ловелас, но если у женщины больше одного партнера ─ она однозначно проститутка. Никто не порицает мужчин, которые изменяют. Я даже слышала разговор двух мужиков, один из которых спрашивает другого: «Надеюсь, ты не только с ней спал?!». Если бы другой ответил: «Только с ней», ─ у его друга было бы полное разочарование. Однако женская часть общества, вроде бы порицая измены, очень часто придерживается позиции: «Он мужчина, они просто не могут по-другому, это надо простить и понять».
Когда говоришь с людьми всерьез, а не по-детски, их это цепляет.
Поэтому при написании серий «Измен» меня вдохновляла сама тема и попытка сказать, что все не так просто.
— Как удалось сделать так, что проект возглавил Вадим Перельман, режиссер с успешным голливудским опытом?
— Это длинная история. Написав первые две серии, я показала их на телеканале ТНТ, и там изъявили готовность снять весь сериал. Но процесс пошел не сразу: канал испробовал несколько режиссеров и потратил изрядное количество денег, но уровень снятого материала так и не соответствовал сценарию.
Вячеслав Чепурченко, Елена Лядова и Вадим Перельман на съемках сериала «Измены» (2015) / Фото: ТНТ
В тот момент Вадим Перельман был в Америке; после сериала «Пепел» он не хотел больше снимать в России и читать российские сценарии. К Перельману в США полетел наш продюсер Алексей Агеев, и долго добивался с ним встречи, чтобы Вадим просто прочитал сценарий «Измен». Но Вадим отказывался, и в какой-то момент Алексей его так достал своими звонками и просьбами о встрече (по словам Вадима), что он решил прочитать одну серию «для вида», чтобы потом все-таки отказаться от съемок сериала. В итоге Перельман прочитал все шестнадцать серий залпом и сразу согласился.
— 1 марта вышла мелодрама «Купи меня», снятая по вашему сценарию — о трех девушках, пытающихся найти свое счастье. Режиссером фильма снова стал Вадим Перельман…
— И я надеюсь, что «Купи меня» не последний наш совместный проект с Вадимом. Ему, очевидно, нравится, как я пишу, и как у него получается самовыразиться на основе моего материала. Прямо как одежда или обувь, которая подходит человеку.
После сериала «Пепел» Вадим Перельман не хотел больше снимать в России и читать российские сценарии.
У Вадима есть прекрасное режиссерское свойство слышать то, что реально написано в сценарии, и воспроизводить это «по нотам» на экране, как музыку, не пытаясь на этом фундаменте создать что-то свое. Он очень аккуратно и трепетно работает с материалом, у него вообще не бывает, чтобы актеры начали выдумывать отсебятину, импровизировать и вставлять другие слова. Он считает, что если сценарии написано так ─ значит это не зря.
Дарья Грацевич, сценаристка мелодрамы «Купи меня» и сериала «Измены» / Фото: Аркадий Баранов
— Главные персонажи «Купи меня» идут на рискованные связи с «денежными мешками». Это ─ диагноз нашему обществу?
— Многие молодые девушки пытаются реализоваться в жизни через мужчину, использовать его как инструмент. Они считают, что если не будет мужчины с деньгами и возможностями, не будет ничего. В итоге они полностью зависят от мужчин определенного рода.
Трейлер фильма «Купи меня»
И в фильме сталкиваются две модели поведения. Первая состоит в желании девушки из хорошей семьи «спуститься вниз» с чисто исследовательским интересом. В конце концов, у нее есть образование и ум, которые ей позволяют из этих «пучин» потом выбраться. Второй образ действия представлен двумя другими героинями, для которых такое состояние «погружения» ─ это не игра и не прикол, а образ жизни, единственный способ состояться.
Многие говорят, что таких девушек больше нет. Но стоит только открыть Instagram — и увидишь, что их буквально миллион.
— Героини «Купи меня» имеют реальных прототипов?
— Да, для «Купи меня» многие моменты мне подсказали знакомые: истории, детали, и так далее. Но в фильме мы, разумеется, не стали делать плашку «Основано на реальных событиях». Я просто-напросто художественно переработала истории, внеся из них в сценарий настроение и общую канву.
Многие говорят, что таких девушек больше нет. Но стоит только открыть Instagram — и увидишь, что их буквально миллион. И квартир, похожих на ту, которая была показана в фильме, в Москве до сих пор очень много.
— Каст в «Изменах» и в «Купи меня» просто прекрасный. Вам сильно повезло в этом смысле.
— Прелесть Перельмана как режиссера еще и в том, что он, в силу специфики своей карьеры, практически не знает русских актеров. Российский индустриальный режиссер, начиная кастинг, сразу вспоминает, кто из актеров где снимался. А у Вадима взгляд не замылен, он обращает внимание только на то, что человек делает «здесь и сейчас», во время кинопроб.
Дарья Грацевич, сценаристка мелодрамы «Купи меня» и сериала «Измены» / Фото: Аркадий Баранов
Еще давно мы с продюсерами обсуждали, кто смог бы сыграть подругу главной героини Галю в «Купи меня». Произнесли имя Светы Устиновой, и все такие: «Ну вряд ли». «Слишком ухоженная, что ли», ─ говорили мы про нее. А когда Вадим пригласил Свету, она сделала потрясающие актерские пробы, и в ее касте не стало никаких сомнений. В этом преимущество свежего взгляда, когда у режиссера нет шлейфа работы в местной киноиндустрии.
— В этому году в прокат выйдет фильм «Идеальные», также снятый по вашему сценарию, в этом раз режиссером Кириллом Плетневым. Насколько отличается стиль Плетнева в плане работы с материалом от Вадима Перельманом?
— У Кирилла свой почерк. Для меня он, в противоположность Перельману, режиссер, который делает из сценария фильма что-то свое, серьезно перерабатывая изначальный материал и «нагибая» его под себя. Я видела фильм и могу сказать, что у Кирилла получилась очень трогательная, тонкая и душевная история.
Кирилл Плетнев на съемках фильма «Идеальные» / Фото: пресс-служба кинокомпании «Марс Медиа»
Кстати, если сравнивать дебют Плетнева «Жги» с «Идеальными», «Идеальные» скорее удивят поклонников первого фильма: это романтическая, воздушная история, не похожая на первую картину. И мне кажется, на этом проекте Кирилл раскрылся как режиссер совсем с другой стороны.
Прелесть Перельмана как режиссера еще и в том, что он, в силу специфики своей карьеры, практически не знает русских актеров.
— Параллельно со сценарной работой, вы работаете креативным продюсером в Comedy Club Production. Насколько эти два ремесла сочетаются?
— Я считаю, что в нашей профессии нужно уметь совмещать как можно больше всего. Нельзя говорить себе: «Я только сценарист». Кино создается столькими людьми, что лучше понимать сразу во многих областях и уметь в них участвовать. Это ощутимо раскрывает тебя с разных сторон. Иначе пришедшие на площадку профессионалы посмотрят по-своему на твой материал, и ты сможешь потерять все то, что сама закладывала в сценарий. Я за то, чтобы сценаристы максимально участвовали во всем. И с режиссурой тоже надо быть «на короткой ноге».
Кадр из фильма «Идеальные» / Фото: пресс-служба кинокомпании «Марс Медиа»
— Вы хотите себя попробовать в режиссуре?
— Хочу. Начну я с короткого метра.
Обложка: Дарья Грацевич, сценаристка мелодрамы «Купи меня» и сериала «Измены» / Фото: Аркадий Баранов