На съемках фильма «Легенда о Коловрате» (2017) / Фото: предоставлено Кариной Бадалян
Критически важно контролировать и систематизировать процесс съемки; во-первых, ты не имеешь права ошибиться, а во-вторых, не имеешь возможности пропустить съемочный процесс даже по болезни. Это как в балете: не прийти можно, только если ты умер. Весь проект должен проходить на одном глубоком вдохе.
Сложность нашей работы еще и в том, чтобы каждый раз «прививать» группе проекта знания об этой должности и о ее важной роли в кинопроизводстве, поскольку до сих пор она считается необязательной в российской кино-действительности. К счастью, в последние годы эта тенденция уходит и вклад скрипт-супервайзера в работе над кинокартиной начинает высоко цениться.
Примеров разрешения трудностей на съемках со множеством вводных у меня было очень много, но все они меркнут по сравнению с одним. Это был исторический 12-серийный фильм. Мы отсняли первый блок (чуть больше половины материала), вернулись из экспедиции и сделали паузу на два месяца. За это время большую часть группы открепили и они, за неимением возможности более ждать, разбежались по другим проектам. В этот же момент выявились все шероховатости в континьюти, потому что кто-то из тех, кто ушел, мало что фиксировал, а кто-то в обиде на продюсеров просто не передал информацию преемникам.
На съемках сериала «Волчье солнце» / Фото: предоставлено Кариной Бадалян
Как правило, для меня нет сложности в таких ситуациях, потому что информация в моих документах и материалах всегда четко систематизирована, упорядочена и зафиксирована, а потому ее легко можно восстановить, даже если сам цех этот момент пропустил и «не передал пост». Но! Самый «ад» был в том, что за два месяца, прошедшие с момента приостановки съемок, группа успела сесть на монтаж и перемонтировала серии так, что тот материал, который был в одной серии, ушел совсем в другую (и далеко не самую близкую к первой). Сцены и серии перемешались между собой подобно разноцветным бусинкам, а отснято, напомню, было больше половины сериала.
На съемках сериала «Волчье солнце» / Фото: предоставлено Кариной Бадалян
Мне пришлось провести огромную ревизию, чтобы связать между собой отснятый материал и те сцены, которых еще не было. Нужно было, например, придумать, в какой сцене у героя мог поменяться костюм, потому что после монтажа в одном сценарном дне он был сначала в одном костюме, а потом — в другом, но между этими сценами оставались еще три неснятые. Это же касалось грима и наличия определенного реквизита у персонажей, а также диалогов и действий.
В итоге я установила все эти связи, утвердила двусмысленные моменты у режиссера и систематизировала все это в огромный подробный документ для группы, где расписала изменения и логические цепочки, и, кроме того, подготовила все стыковые скриншоты и оповестила обо всем цеха. Неизбежные погрешности все равно остались, но я горжусь тем, что их удалось свести до минимума.