От участника КВН до креативного продюсера
Продюсер Илья Швецов / Фото: пресс-служба ТНТ
— Как вы пришли к сценарному мастерству?
— Как и большинство сценаристов «Года культуры», я выходец из КВН. Это наши основные университеты в плане сценариев. Как только мы вышли из КВН, сразу стали писать. Много работали на телевидении, в частности участвовали в создании двух сериалов для канала СТС («Люди Хэ» и «Как я стал русским» — прим. tvkinoradio.ru) — а потом нас позвали в Comedy Club Production, куда мы пришли с идеей «Года культуры». Благодаря нашим продюсерам, у нас были все условия, чтобы докрутить и довести идею до съемок.
На съемках сериала «Год культуры» / Фото: пресс-служба ТНТ
Я по основному образованию рекламщик. В нашей сценарной группе есть ребята и с техническими специальностями: и физик, и химик, и бухгалтер — то есть все обучались сценарному мастерству в «полевых условиях». Я и еще один сценарист Василий Петяев — кандидаты наук (он — физмат, я — философских наук), так что нам вся эта университетская кухня, которую мы показываем в сериале, близка и понятна, что позволило нам рассказать эту историю как можно правдивее.
— Вы являетесь еще и креативным продюсером «Года культуры». Что входит в задачи креативного продюсера?
— Во-первых, ты должен придумывать поэпизодники. Это больше, чем автор сценария: ты пишешь не диалоги, а прорабатываешь весь скелет серии, весь таймлайн сериала. Во-вторых, ты выполняешь работу, которая может быть незаметной, но все равно довольно большой объем труда: ты — проводник между написанным сценарием и производственной группой. Готовясь к съемкам, многие задают вопросы, начиная от каких-то фраз, упоминаний брендов, использования стихов, песен, заканчивая декорациями и реквизитом. Нужно придумывать названия улиц, номера машин и так далее. Все это нужно согласовывать.
Трейлер сериала «Год культуры»
Плюс к этому, в обязанности креативного продюсера входит работа на постпродакшне, правки по монтажу. Также ОТТ-материалы, которые выходят на сервисе ТНТ-Premier, — это тизерные ролики, которые идут до серии и после серии, а также фильм о фильме.
Чистка авторских прав — это тоже обязанность продюсера. У нас в сериале много читают стихов. Была интересная история, когда мы использовали цитаты одного омского поэта, который, к сожалению, скончался. В итоге мы столкнулись с ситуацией, когда невозможно было найти правообладателя, потому что у него осталось мало родственников. Но мы их нашли где-то на севере Омской области, куда можно было добраться только по зимнику, когда река «встанет». То есть осенью мы до них не дойдем. Но каким-то образом все разрешилось. Вот такая работа.
— В кастинге вы тоже принимаете участие?
— Да, и в кастинге тоже. С главным героем мы определились довольно быстро. Когда мы писали сценарий, у нас родилась идея, что его может сыграть Федор Бондарчук. Мы вышли на него, он прочитал первую серию, ему очень понравилось, и он согласился.
Кадр из сериала «Год культуры» / Фото: пресс-служба ТНТ
Мы, окрыленные этим, начали писать уже дальше под Федора Сергеевича. Это помогло нам, потому что все остальные довольно быстро соглашались, узнав, что они будут работать с Бондарчуком, весь цветник вырос. Но и не только поэтому, но и потому что канал ТНТ — это определенный знак качества, актеры с удовольствием идут сниматься сюда. Всем очень нравился материал.
Конечно, не все так было легко. Например, главную героиню мы долго искали и нашли актрису Марию Ахметзянову буквально в последний момент. Но здесь надо сказать, что большую роль сыграл и режиссер Тито Калатозишвили, который специально ездил в Питер искать актеров. К тому же у нас была классная кастинг-директор Элина Терняева, которая работает со многими известными режиссерами, такими, как Андрей Звягинцев и Андрей Кончаловский. У нее очень мощная база, поэтому к нам шли даже на эпизодические роли очень крутые актеры.
Четыре года для сериала — это нормальная практика
— Как строилась работа сценарной группы?
— Нас было девять человек. Две группы по три человека писали поэпизодники, и еще две группы писали диалоги. То есть сначала мы писали таймлайн, потом — скелеты серий, дальше вступали поэпизодники, а потом работали диалогисты. Вот такой был конвейер, но в итоге мы все писали диалоги, все присутствовали на площадке как авторы. То есть мы все прошли весь курс от создания идеи сериала до продакшна.
— То есть вы были на площадке? Зачем? Смотрели, работают ли шутки?
— Да. Мы наблюдали, удается ли воссоздать те сцены, которые мы задумали, как работают шутки, получается ли актерам их доносить, потому что зачастую режиссер занят художественной составляющей и не всегда отслеживает юмор. У нас режиссер был подкованный в этой теме, ему можно было доверять, и все равно он сам приветствовал то, чтобы кто-то из авторов всегда был на площадке. Многие актеры говорили, что впервые столкнулись с тем, что на площадке присутствуют авторы, и это приятно.
На съемках сериала «Год культуры» / Фото: пресс-служба ТНТ
— И как долго писался сценарий?
— Если брать весь цикл, то сценарий писался четыре года, но надо сделать поправку на то, что мы долго разрабатывали сюжет пилота, долго все утверждали, было много драфтов. Вплоть до того, что перед съемками основного пула в 2017 году в первую серию, которую мы решили сделать хронометражем в один час, все еще вносились правки, добавлялись сюжетные линии.
То есть примерно в конце 2013 года мы придумали идею, к концу 2014 года был написан пилот, потом шел кастинг, полгода — подготовка к съемкам, и к лету 2015 мы вышли на съемки пилота. То есть параллельно мы разрабатывали дальнейшие серии и примерно в 2016 году начали писать вторую, третью и так далее серии.
Кадр из сериала «Год культуры» / Фото: пресс-служба ТНТ
Получается, что пилот мы писали год и семь месяцев, а весь сезон был написан за год и шесть. Многие сценаристы, пишущие для телевидения, узнав, сколько времени мы потратили на пилот, крутят пальцем у виска: это очень долго. Но как показывает практика, на создание качественного сериала, тем более юмористического, нужно потратить три-четыре года — как минимум.
Золотое правило ситкома: персонажи не меняются
— Как вам четыре года назад пришла в голову здравая мысль сделать хронометраж серии по полчаса максимум? Это идеальный формат для ситкома, тем более для сериала, выходящего в интернете.
— У нас изначально задумывался хрон одной серии под 30 минут, но формат ситкома — 24 минуты. Поэтому нам пришлось ужиматься. И это жалко, конечно. Эти 5-6 минут, которые вылетели, могли содержать и шутки, которые нам нравились, сцены интересные, гэги. Но мне нравится темп, который у нас получился, Понимаешь, что нужно писать чуть меньше изначально, не надо закладывать перехрон большой, чтобы потом жалко не было.
— Я почему так дотошно спрашиваю о времени создания фильма: когда вокруг вас роилась идея сериала, вы уже знали о «Двух днях» Дуни Смирновой?
— Да, конечно. На самом деле, мы вдохновлялись этим фильмом и не скрываем этого.
Трейлер фильма «Два дня» (2011)
— То есть вас не обвиняют в этом?
— Кто-то на пресс-конференции пытался задавать вопросы о схожести фильма и нашего сериала. Но почему бы и нет? Это, знаете, как у братьев Коэнов был «Фарго», а потом вышел сериал, у которого с первоисточником общее — только название и атмосфера. Поэтому, наоборот, нам очень нравится, что у Дуни вышел классный фильм, И потом, ей же Анна Пармас помогала, пред которой и ее творчеством мы преклоняемся. Конфликт, возможно, мы позаимствовали, но в «Двух днях» чиновник такого заповедного типа, он честный. У нас же чиновник Сычев только на пути к тому, чтобы стать таким.
— Мы сейчас с вами разговариваем на «экваторе» сериала, посередине сезона. И пока герои ровненько так идут, без изменений характера. Но можно же предположить, чем все закончится…
— Попробуйте, но помните о золотом правиле ситкома: герои не меняются. Они действуют в определенных обстоятельствах в рамках своего образа. Сычев — не плохой, есть, за что его любить, по-моему, он — очаровательный негодяй. Хочется, чтобы он поменялся, и мы этим пользовались, дали ему своеобразное чувство юмора. Хорошие парни такими смешными не бывают.
Кадр из сериала «Год культуры» / Фото: пресс-служба ТНТ
— Расскажите про локации. Где вы нашли такой аутентичный особняк?
— Это один из корпусов Московского горного института. Он находится где-то в Люберцах, но сейчас, кажется, уже не работает. Очень красивое здание. Видимо, в советское время там кипела жизнь, то есть именно то, что нам нужно было показать. Основной фасад, некоторые коридоры и несколько натурных сцен были сняты там и в парке, где он находится. Часть аудитории с кабинетами — это все павильонная история.
У нас очень крутые художники, они выстроили весь этот мир, классно наполнили его всякими деталями. Все эти книги, документы, весь этот институтский «марафет» со старыми фотографиями на стенах — это их рук дело. Я ходил по павильону, и в меня это максимально попало, потому что я сам сын преподавателей, и у меня отец работал на такой же кафедре в таком же институте, я все детство там провел.
Кадр из сериала «Год культуры» / Фото: пресс-служба ТНТ
Мы также работали на выездных съемках, показывали квартиры наших героев, и там тоже настолько тщательно все было подобрано под разных персонажей! Допустим, в квартире Сологубов, у которых трое детей, если присмотреться, можно увидеть какие-то детские наклейки на стенах, обои, рисунки. Или квартира героя Володи Епифанцева, бывшего военного Валеры: у него все по графику, аккуратно сушатся носки, выглаженная рубашка, ничего лишнего. Он ездит в Крым в санаторий Министерства обороны отдыхать, у него на холодильнике магнитики «Крым 2014», «Крым 2015» и так далее. Я думаю, и актерам было приятно там играть, и нам как авторам было приятно видеть такую дотошность со стороны художников-постановщиков. Они все влюблены в свое дело — оттуда такой результат.
«Салтыковщина» и «Щедринщина»
— Как получилось так, что в какой-то период качество отечественных сериалов вдруг резко возросло?
— Мы сейчас еще в стадии роста. Появились компании, готовые вкладывать деньги и, самое главное, трудозатраты в производство подобного контента. Я думаю, что рано или поздно это должно было произойти. Мы должны тянутся к западному качеству, потому что на Западе этот бум уже давно происходит. У них это уже норма, а мы только к этому идем. Это классно.
Кадр из сериала «Год культуры» / Фото: пресс-служба ТНТ
— Когда вы писали пилот «Года культуры», вы уже знали, что будете выходить на платном сервисе ТНТ-Premier?
— Я не помню точно, когда мы об этом узнали. Это было слишком давно. Но нам на тот момент было все равно, где это будет выходить: на телике или в интернете, у нас нет ненормативной лексики, у нас все довольно целомудренно.
— Но вы же понимаете, что у вас очень лихая сатира на высшие эшелоны власти? По-вашему, есть ли темы, на которые у нас в России нельзя шутить?
— Ну, у нас нет цензуры. У каждого сценариста есть самоцензура: над чем можно шутить и над чем нельзя. Здорово, когда можно пошутить и о власти, и о чиновниках, но у нас и в классической литературе, и в кино всегда это было, даже когда существовала жесткая цензура и запреты — все равно наши художники умудрялись выразить свою точку зрения каким-то иносказательным способом. По мне, так это здорово, когда власти дают возможность пошутить над ними и допускать такое к эфиру.
Сейчас такое время, когда очень легко кого-то обидеть или задеть. Очень много появилось людей, которые очень остро все воспринимают. Нужно быть аккуратным, когда показываешь, что смешно, а что не смешно. Мы старались.
— Руководство канала как-то влияло на те или иные сценарные решения?
— Да нет… У нас же вообще первые кадры сериала начинаются с прямой линии с Путиным, где он дает указание послать чиновника поработать в глубинку. Насколько я знаю, в Администрации президента видели и чуть ли не самому Владимиру Владимировичу показывали. И ничего. То, что у нас на местах есть нехорошие чиновники, — это же всем понятно. И президенту это тоже понятно.
Кадр из сериала «Год культуры» / Фото: пресс-служба ТНТ
Но ТНТ нас если и корректировали, то чуть-чуть, возможно, по качеству шуток. Такого, чтобы «эту серию нельзя снимать, она идеологически невыдержанная», не было, конечно.
— Но у вас же достается всем: и властям, и либералам, и патриотам, и интеллигенции…
— Ну да, мы прошлись по всем слоям. А что делать? Как у нас там один герой, Сапрыкин, которого Яценко сыграл, написав роман на злобу дня, говорит: «Ну, господа, ну это же салтыковщина, это же щедринщина». Так и у нас. «Салтыковщина» и «Щедринщина».
Обложка: кадр из сериала «Год культуры» / пресс-служба ТНТ