Зачем снимать короткий метр и можно ли на этом заработать: мнение режиссеров фестиваля «Киношок» (Часть первая)

Наталья Меркулова, режиссер: «Не стоит стесняться показывать свои работы отборщикам»

Наталья Меркулова, режиссерНаталья Меркулова

— Почему вы снимаете короткий метр?

— Меня очень привлекает эта форма. Несправедливо, что режиссерам, за плечами которых уже есть полный метр, отказывают в коротком: на фестивали, например, берут со скрипом, чтобы профи не занимали место дебютантов. Конечно, я понимаю, что эта позиция тоже правильная, но ведь часто бывают ситуации, когда до следующего полного авторского метра проходит много времени.

Короткий метр же позволяет совершенствовать мастерство и не теряться из виду и, кроме того, заполучить для работы крутых актеров за «недорого». В короткометражках большинство из них готовы сниматься на других условиях, нежели в сериалах или полном метре.

Для меня короткий метр — это, прежде всего, поле для эксперимента. Продюсер чаще всего не рискует большими суммами, так что возможности сильно его подвести нет. На коротком метре можно позволить себе отойти от сценария, не следовать раскадровкам, в процессе съемок придумать новый эпизод: в общем, идти за интуицией и тканью фильма и не согласовывать эти порывы с продюсером — такая свобода возможна только в маленьких форматах.

— Что делать с коротким метром после его завершения?

— Когда я снимала «Сестер», я не думала, что будет дальше. Это был чистой воды эксперимент. Когда же кино появилось и я показала его актрисам и продюсеру Юле Мишкинене то, мы не сговариваясь, решили, что будем заниматься его продвижением. И вот на фестивале в Латвии фильм получил Гран-при и приз за «лучшую женскую роль», причем этот приз дали обеим актрисам, что само по себе необычно. Жюри так и сказало: «Не смогли выбрать, кто лучше: Вика Толстоганова или Вика Исакова. Конечно, это очень сильно заряжает и вдохновляет.

Кадр из фильма «Сестры»Кадр из фильма «Сестры»

Вообще своим кино необходимо заниматься, его нужно продвигать. Я совсем недавно поняла, что не стоит стесняться показывать свои работы отборщикам. Меня этому наш продюсер Юля Мишкинене научила. Да, твой фильм может не понравиться одному человеку, второму и даже, черт возьми, третьему-четвертому, но если ты покажешь его десятерым отборщикам, то наверняка кто-то один скажет: «Это именно то, что нужно для нашего фестиваля».

— А какие еще бывают формы продвижения короткого метра, кроме альманахов?

— Фестивали, альманахи — это пока всё, других способов я не знаю. Хорошо, что альманахи вообще появились и стали неким полноправным участником кинематографического движения. Раньше считалось, что это какой-то искусственно созданный, нежизнеспособный организм. Как оказалось, он не только жизнеспособен, но и в отдельных случаях может быть успешным, как, например, «Про любовь». Мы сейчас снимаем «Про любовь 2»: там шесть режиссеров, которые взялись за этот эксперимент. Посмотрим, какой будет результат, но процесс мне очень понравился.

«Сестры» войдут в альманах женского кино, который сейчас делает Юля Мишкинене. Очевидно, что короткометражки постепенно выходят из фестивального гетто и это радует.

Кадр из фильма «Интимные места» (2013)Кадр из фильма «Интимные места» (2013)

— Расскажите о бюджете самого дешевого и самого дорого короткого метра, которые вы снимали.

— Короткометражка «Травматизм», с которой я выиграла своей первый «Киношок», ничего не стоила: я её сама сняла как оператор, сама смонтировала, а героем был мой муж Леша Чупов, которому я ничего не платила, как вы понимаете. Разве что пришлось купить билеты на самолет до Иркутска, куда я летала, чтобы снять моего папу и Лешу вместе.

Самая дорогая моя короткометражка на сегодняшний день — «Лестница Родченко» с Ренатой Литвиновой, ее я снимала с продюсером Луизой Бековой, руководителем кинокомпании «Февраль». Фильм стоил порядка двух миллионов рублей. «Сестры» стоили, по-моему, меньше миллиона. Однако, успешность короткометражки не зависит от её стоимости. Это полный метр, скорее, привязан к деньгам из-за большой съемочной группы. Короткометражку можно снять на фотоаппарат. «Сестер» мы сняли на Canon Mark II без света, гримеров, костюмеров и даже фокус-пуллера. Оператор Ксения Середа — просто многорукий бог Шива. Я до сих пор не понимаю, как она одновременно строила изображение и крутила фокус.

Кадр из фильма «Лестница Родченко» Кадр из фильма «Лестница Родченко» ​

— Можно ли как-то заработать на коротком метре?

— За работу в рамках альманаха я получаю деньги как режиссер. Если еще принимаю участие в сценарии, то и за это тоже. Если проект не коммерческий, обычно я ничего не зарабатываю, как в случае с «Сестрами». Однако за гран-при нам дали небольшой денежный приз, половину которого продюсер выделила мне. Так что будем считать, это и был мой гонорар.

 

Анна Саруханова, режиссер: «Есть люди, которые пекут хлеб, а есть те, кто снимает короткий метр»

Анна Саруханова, режиссер: «Есть люди, которые пекут хлеб, а есть те, кто снимает короткий метр»Анна Саруханова

— Почему короткий метр?

— В данном случае я хотела объяснить эстетику своего будущего дебютного полнометражного фильма, который буду снимать в Грузии. Сценарий требует достаточно четкой стилистической подачи, поэтому в своей короткометражке я хотела передать определенную тональность. Сценарий короткометражки я написала буквально за два дня, нашла локацию и договорилась с оператором из Москвы. В Грузии мне помогала подруга, которая была художником-постановщиком. Меня вообще меня там очень поддерживали. Сейчас я опять буду снимать короткий метр, несмотря на то, что настроилась на полный. Просто возникают идеи, которые ты уже можешь сделать.

— В чём преимущества короткого метра перед полным?

— У него нет преимуществ, это просто нечто другое. Есть рассказы, а есть романы. Есть режиссеры, например Михаил Кобахидзе, которые реально снимают очень крутой короткий метр и не стремятся делать полный. Мне кажется, что таких людей просто тянет к короткому метру, у них душа к этому лежит. Есть люди, которые пекут хлеб, а есть те, кто снимают короткий метр.

Кадр из фильма «До конца дня»​Кадр из фильма «До конца дня»​

— Что делать с коротким метром после того, как он снят?

— Не знаю, я отправила свой только на три фестиваля: в Канны, Локарно и Венецию. В Локарно его взяли в официальную программу и после этого мне стали писать отборщики. Самый большой плюс фестиваля в том, что ты можешь показать свой фильм и услышать мнения разных людей, которые говорят о каких-то вещах, которые ты не вкладывал в сценарий или о которых сам не догадывался.

— Можно ли как-то заработать на коротком метре?

— Я не думаю как заработать на чём-либо. Когда снимаю, у меня и в мыслях нет вопросов, куда работу посылать и вообще, что с ней делать. Это все равно, что во время беременности планировать, что твой ребенок станет врачом. Мне кажется, что ничего другого, кроме фестиваля, с коротким метром случиться не может, просто потому, что даже на нормальный полный метр люди не ходят, он не окупается, тем более у нас в Грузии.


Фильм «До конца дня»

— А в чем тогда смысл съемки короткометражного кино?

— Потому что перед тобой возникает некий вопрос и ты не можешь не высказаться. «До конца дня» — это прямо мой фильм. Плюс это всегда большой опыт. Даже маленькое кино без продюсера — это всегда процесс бесконечного обучения съемке.

— Расскажите о бюджете вашего самого дешевого и самого дорогого короткого метра.

— Своё мокьюментари «Поступить», участвовавшее на фестивале «Движение», я сняла за две тысячи рублей. Нужно было купить бургер одному из главных героев и оплатить вход в «Солянку» для подростков, которых я снимала. А самая дорогая короткометражка стоила не больше 5 тысяч долларов.

 

София Сафонова, режиссер: «Лично для меня короткий метр — то же самое, что этюд для художника этюд»

София СафоноваСофия Сафонова

— Почему короткий метр?

— Потому что я только начинаю, а начинать нужно с малых форм. Когда у тебя нет большого бюджета, нужно заработать авторитет и репутацию, чтобы кто-то вложился в твой полнометражный проект, а для этого нужно себя зарекомендовать. Это проба пера, и для режиссеру на малой форме легче отточить свои навыки.

Когда я училась в Лондонской школе кино, то хотела снять документальный фильм в Сибири, где я родилась. Поехала домой и стала искать тему — сидела в библиотеке, путешествовала, даже в секте местной побывала. Между пунктами я передвигалась на автобусе и наблюдала за кондуктором, стала думать о том, куда она идет после работы, что делает, какая у нее семья и т. д. Написала для себя маленькую историю и когда вернулась в Лондон, решила показать её своим кураторам вместе с документальными темами. Они сказали: «Надо снимать». В Красноярске все очень плохо с техникой, поэтому мы арендовали оборудование в Екатеринбурге. Съемочная группа у нас была смешанная. Наш сопродюсер — англичанка индусского происхождения, произвела большое впечатление на автобусное депо своей экзотической внешностью. Оператор из Латвии, я нашла его случайно через общих знакомых. Второй режиссер — австралиец, который, не зная ни слова по-русски, быстро включился в процесс. Монтажер из Бразилии. Все остальные — русские ребята. В итоге у нас возникло идеальное взаимопонимание и мы очень быстро включились в процесс.

Кадр из фильма «Тамара»Кадр из фильма «Тамара»

— В чём преимущества короткого метра перед полным?

— Самое очевидное преимущество — хронометраж. Продюсер или отборщик может посмотреть за час несколько короткометражных работ, и за это же время одну полнометражную. Больше шансов попасть на глаза в подборку или в программу. Кроме того, есть такая тенденция на фестивалях — чем короче, тем лучше. В Каннах, например, регламент не больше 15 минут.

— Что делать с коротким метром после того, как он снят?

— Начинать заниматься фестивальной работой. Смотришь, на какие фестивали хотел бы попасть, куда вписываешься по жанру, хронометражу, тематике, или тональности — и делаешь себе такую таблицу по срокам. Необходимо учитывать, что есть фестивали, которые требуют международной премьеры. Составляешь стратегию, где хотел бы показаться в первую очередь, а где — во вторую, оставляешь заявки и ждешь.


Трейлер фильма «Тамара»

— Можно ли как-то заработать на коротком метре?

— У меня пока не получилось. Мы только однажды выиграли денежный приз, было приятно, но заработком его назвать нельзя. Взрослые режиссеры, которые снимают короткие метры, зарабатывают за счет проката альманахов. Лично для меня короткий метр то же самое, что для художника этюд. Например, художник пишет большое полотно, битву в Бородино, и ему нужно выписать портрет одного из солдат. Теоретически, можно предположить, что человек снимет короткий метр, из которого он хочет сделать полный.

Продолжение следует…
 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *