Марина Макарова, продюсер: «Я решила полтора года посвятить фестивальному продвижению, чтобы выйти на полный метр уже с «регалиями»»
— Почему короткий метр?
— У меня хороший опыт работы с режиссером Натальей Назаровой. Когда я прочитала сценарий полного метра «Светлячок», который на тот момент уже 10 лет ждал своей реализации, сразу поняла, что обязательно сниму этот фильм так, как это видит режиссер авторского кино. На полный метр было необходимо собрать минимум миллион долларов. Почему так дорого? Съёмки планировались на Белом море в Архангельской области, Северодвинске.
Кадр из короткометражного фильма «Светлячок»
Поэтому мы решили для начала сделать экспедицию и выбрать локации. Мы обратились за поддержкой к нашим друзьям и зрителям через краудфандинговую платформу Planeta.ru. На эти деньги мы и сняли материал. Его оказалось достаточно, чтобы смонтировать нашу короткометражку.
— Какой получился бюджет вместе с постпродакшном?
— За полтора года, которые шел постпродакшн, общая смета вышла около двух миллионов рублей, из них 580 тысяч мы собрали на Planeta.ru. Мы снимали и монтировали в России. Как раз в это время доллар скакнул, и все договоренности по работе увеличились в два-три раза. Так как мы снимали на RED в 4k, нужно было переформатировать файлы во что-то полегче. Конечно не обошлось без человеческого фактора.
— Что делать с коротким метром после того, как он снят?
— Я решила полтора года посвятить фестивальному продвижению, чтобы выйти на полный метр уже с «регалиями». Это, по сути, рекламная компания будущего фильма, такое продюсерское решение. Мне кажется, по-другому и нельзя. Наш фильм понравился телеканалу «ТНТ», но когда состоится открытый показ — еще неясно. Возможно, мы выложим работу в интернет, так как очень много людей хотят увидеть фильм.
— Можно ли как-то заработать на коротком метре?
— Это больная тема. Можно попробовать продать на канал или объединиться с другими дружественными, схожими по тематике, короткометражками в альманах. Знаю, что в Европе больше шансов для заработка на коротком метре.
Петр Левченко, режиссер: «Короткий метр не обязательно объединять по принципу альманаха»
— Почему короткий метр?
— Пока других вариантов нет: это моя дипломная работа, третья короткометражная картина, которую я снял в рамках ВКСР. Надеюсь, что следующий фильм будет полнометражным. Сейчас как раз над ним работаю.
— В чем преимущества короткого метра перед полным?
— Если честно, я больших преимуществ не вижу. В своей короткометражке я боролся с «длиннотами»: очень уж меня очень тянет именно на большой хронометраж. Я бы вряд ли смог снять видео продолжительностью в пять минут. Такое вот у меня мышление, и во многом это заслуга наших мастеров, которые учили больше созерцательному повествованию. Мне кино интересно именно возможностью создавать определенный ритм, когда в фильме есть и взрывные моменты, и длины, и паузы, при помощи которых можно нагнетать напряжение. Поэтому мне очень нравится Вернер Херцог, румынская «новая волна» и аргентинское кино, в частности, Лисандро Алонсо.
Кадр из короткометражного фильма «Машина»
— Что делать с коротким метром после того, как он снят?
— Вот я пока думаю. «Киношок» — наш второй фестиваль, мы только начали продвижение фильма. Как я понимаю, короткий метр может стать определенным документом для продюсера, подтверждением, что ты можешь снять полный метр. На фестивале «Киношок» неожиданно интересная программа короткометражного кино, поэтому короткий метр не обязательно объединять по принципу альманаха.
— Можно ли как-то заработать на коротком метре?
— Если честно, не думаю, что мне мое кино даст возможность ощутимо заработать, я на это особенно не рассчитываю.
Кадр из короткометражного фильма «Машина»
— Расскажите о бюджете своего самого дешевого и самого дорого короткого метра.
— Самая дешевая короткометражка обошлась мне в 10 тысяч рублей, а самая дорогая — в 70 тысяч. Мне кажется, что ажиотаж вокруг дорого съемочного оборудования слишком большой, все можно найти у единомышленников дома и снять фильм не хуже. Может быть без «звенящих» кадров и потрясающего света, но не это главное.
Нашу работу мы снимали на Sony a7s. Так получилось, что по независящим от нас причинам наш оператор ушел через три съемочных дня, поэтому мне пришлось взять в руки камеру и поменять хорошие объективы на банальный автофокус. Света никакого не было, только естественное освещение. Звук писал звукооператор с бумом и петлями. Так и сняли.
Оксана Михеева, режиссер: «Альманах — это все-таки некая гарантия проката»
Оксана Михеева
– Я давно работаю с коротким метром, так как изначально являюсь продюсером фестиваля студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна». Мне нравится этот формат и кажется несправедливым, что многие относятся к нему только как к студенческому пробному кино. На самом деле не все режиссеры, даже те, кто создают полнометражные фильмы, могут снять короткометражные.
– В чем преимущества короткого метра перед полным?
– Короткий метр быстр в производстве, хотя может быть довольно долгим в постпродакшне. В коротком метре больше свободы. Сейчас я готовлю полнометражный фильм и уже чувствую некую скованность из-за финансовых сложностей. Короткий метр вообще можно снимать на коленке, хотя мне повезло, и я работаю с продюсерами. Кроме того, в коротком метре можно гораздо свободнее выразить любую мысль — и жанрово и стилистически.
— Что делать с коротким метром после того, как он снят?
— Первое — это фестивали, второе — альманахи. Первая моя короткометражка попала в альманах «Новые русские» и шла в прокате одновременно с фильмом Германа-младшего «Под электрическими облаками». Наш альманах собрал 1,5 млн, а «Под электрическими облаками» — 4,5 млн, хотя у нас было в 5 раз меньше копий. Альманах — это все-таки некая гарантия проката. Продюсеры, конечно, ничего не выигрывают, но в любом случае это возможность показать фильм. После успешного эксперимента «Новых русских» вышла вторая часть, но они провалились в прокате.
Кадр из фильма «Эс как доллар, точка, джи»
Зарабатывать на короткометражках можно, просто никто не рискует этого делать. Мы постепенно приучаем зрителя к короткому метру, и он готов смотреть его. Я это сама лично видела на Кинотавре, когда на площади показывали работы победителей. Обычные люди реагируют на короткометражки хорошо, просто у нас есть какой-то индустриальный страх спуститься до них. В Европе другое отношение: там есть кинотеатры, где перед полнометражным фильмом обязательно идет короткометражный. А у нас даже академики в рамках национальных премий не оценивают короткий метр.
– Расскажите о бюджете своего самого дешевого и самого дорогого короткого метра?
– Мой первый фильм, «Расфокусин», стоил 800 тысяч рублей. Много ушло на графику и промо — мы выпускали плакаты и полноценные диски с обложками. Бюджет второго фильма также вышел в районе 800 тысяч рублей, но там было финансирование Министерства культуры, и я выиграла грант в Культбюро. Я не слышала, чтобы кто-то из моих коллег снял короткометражку более, чем за 2 миллиона рублей, это максимальная сумма. Но мне кажется, что, если бы продюсеры вкладывали больше денег в короткометражные фильмы, они бы в итоге дошли до зрителя.
– А почему вы используете в фильмах графику, ведь это же очень затратно?
– Каждый раз, когда я снимаю фильм с графикой, то говорю себе, что больше не буду с ней связываться, но потом, когда придумываю сценарий, она опять там оказывается. В первой короткометражке мы использовали хромакей и зеленых человечков. Во второй тречили мониторы. В третьей вообще ставили маркеры и всё рисовали поверх. Причем мы снимали «Эс как доллар» одновременно на две камеры RED. Оператор Шандор Беркеши предложил снимать одновременно средний и крупный планы, что очень удобно для КПП. Единственное, мне было неудобно в плейбеке наблюдать за двумя экранами, поэтому я следила преимущественно за крупным планом, а потом, если нужно, пересматривала средний. Мы даже умудрялись снимать общий параллельно с крупным. На монтаже потом было очень удобно работать.