«Запрос от индустрии огромный, а людей нет»

— Что вы имеете в виду, когда говорите «художник в кино»?

— Дизайнеры, художники, дизайнеры интерьеров или архитекторы — все это близкие области, но художник в кино — это совершенно определенная категория. Его задача сделать так, чтобы зритель поверил в происходящее на экране. Специализаций много: это и художники-постановщики, и художники по костюму, по гриму, и так называемые концепт-артисты в компьютерной графике, которые тоже находятся в этом цеху. Эти люди совместно придумывают, как вообще все будет выглядеть: актер или компьютерный персонаж, его условное окружение, в каких интерьерах он будет находиться, насколько они исторически верны или, может, будут отражать какой-то определенный мир.

Директор Московской школы кино Екатерина Черкес-ЗадеДиректор Московской школы кино Екатерина Черкес-заде

Художник по гриму вообще творит чудеса — он использует самые современные технологии, чтобы передать в первую очередь образ. Это не мейкап, как в фешн-индустрии. Там тоже создается образ, но автономный. А в кино он включен в драматургическое повествование и должен решать еще какие-то задачи в рамках целого фильма, поэтому, конечно, здесь очень большая специфика. Без художников в кино ничего не бывает, но для людей, далеких от индустрии, это не очевидно. Мы часто объясняем, насколько художник в кино востребован и необходим, пытаемся популяризировать профессию. Кто такой оператор, не нужно объяснять, а кто такой художник в кино — нужно. 

— Кто и как должен ставить задачу художнику?

— Эта история начинается с препродакшна, когда художник, оператор, режиссер — все вместе начинают читать сценарий, выбирать локации, придумывать, каким образом будет решена та или иная художественная задача, как лучше показать ту или иную сцену. У всех есть свое видение фильма, но им нужно вместе создать единую картину мира, а это совместный труд.

Конечно, главный — режиссер, он арт-директор проекта и ставит задачу перед каждым цехом, в том числе и перед художественным. Но это все командная работа, и мне вообще кажется, что кино могут заниматься только те, кто умеет работать в команде. К тому же кино делается людьми, которые находятся вне кадра. 

— Как строится взаимодействие художника с оператором во время обучения?

— У нас в школе операторы весь семестр вместе с художниками должны выполнить задание «свет и цвет». Они учатся работать на площадке и должны добиться определенного эффекта, увидеть, как с этим работает камера. Дается картина какого-либо известного живописца, и ее нужно восстановить в том же стиле и цвете. Именно это и есть кинематографическая задача, которая дает полное погружение в определенный контекст. Студентов ставят в пары — оператор и художник, поскольку эти профессии всю жизнь будут работать в связке. Есть у нас еще такой беспрецедентный проект, когда операторы вместе с будущими супервайзерами компьютерной графики снимают на хромакей. Художник тоже должен понимать, как с этим изображением он будет потом работать. Они снимают определенного героя на хромакее, ставят маркеры, все по-взрослому, для того чтобы потом научиться работать с этим на посте. И режиссер в данном случае не включен.

Воспроизведение картины Яна Вермеера «Девушка, читающая письмо у открытого окна» 

— Влияет ли жанр на работу художников?

— Я считаю, что профессионал должен уметь работать в любом жанре. Ставится, например, задача, что мы снимаем триллер, значит все там будет какое-то темное и странное. Если работаем с комедией, то, естественно, будут преобладать светлые, яркие краски и т.д. Для хорошего художника это не является проблемой. Другой вопрос, когда мы говорим про ограничения бюджета. Вот тут и просыпается профессионализм. Любой художник с опытом спросит: «На сколько рисовать?» Если в фильме много компьютерной графики и все снимается на хромакее — это еще более сложная задача, потому что нужно решить, как снять так, чтобы с этим впоследствии можно было работать на посте. Это уже решает концепт-художник, который передает материал супервайзеру компьютерной графики.

​Мне кажется, что специальность художника никогда не перестанет быть востребованной. Но нужно учитывать, что кино привлекает определенный тип человеческого характера. В первую очередь он не автономный. Нельзя работать одному, это не твое личное произведение, а коллективный труд. Должно быть очень развито чувство ответственности, нельзя (в отличие от художников из других сфер) сказать: «У меня сегодня творческий кризис, я не выйду на площадку». Художники по гриму делают, например, огромную работу, ведь любого актера можно гримировать два-четыре часа, а их может быть несколько. А потом ты постоянно должен следить на площадке, как выглядит твой герой, потому что отвечаешь за образ. Поэтому у нас работают только практики индустрии, нет теоретиков, и здесь не может быть теоретической школы. Пока сам с текстурами не поработаешь, несколько декораций не построишь, десять раз обои не переклеишь, не сможешь руководить другими людьми. Мы шутим, что если ничего не получится, то в крайнем случае художник кино сможет прекрасно делать ремонты. 

— В чем принципиальная разница между работой в кино, театре или на ТВ?

— Очень много общего. Сценография, например. Но есть и большие различия. В театре вы работаете с живым действием и создаете некую статичную историю, которую дальше актеры будут реализовывать. В кино нужно добиться того, чтобы зритель поверил вам, здесь меньше автономии. Все подчинено драматургическому повествованию, вы должны рассказать историю и следите в первую очередь за этим. Остальное уже следствие. В телевидении все поставлено на поток и другие форматы. У всего есть своя специфика. Если мы строим декорации для «Евровидения», то будет большое количество плазм, компьютерная графика. Вы будете в основном работать с моушн-дизайнерами.

Если работаете в театре, то общаетесь с цехами сценографии и костюмов. Но художник может достаточно легко уйти из одной области в другую, это просто новый вызов, задача, технологические возможности. А цель одна и та же — максимально погрузить публику в происходящее на экране или на сцене и сделать так, чтобы визуально это было красиво. 

— Могут ли российские специалисты конкурировать с западными? 

— Я думаю, что да, если наш художник хорошо говорит по-английски. Технологии примерно одинаковы, кино — абсолютно международная индустрия. Конечно, есть определенная специфика — американские проекты, например, гораздо четче выстроены. Но если ты встраиваешься в систему, почему нет?

— Должен ли абитуриент обладать дополнительным художественным образованием, чтобы учиться у вас?

— Художник все-таки должен уметь рисовать. Обычно художники-постановщики приходят в профессию, имея за плечами опыт художественной школы. Просто кто-то после нее идет в дизайн, в Строгановку, в архитектуру, скульптуру. В кино же попадает определенная категория, на которую мы и ориентируемся. Но людей, которые условно хотят заниматься просто дизайном или интерьерами, гораздо больше, чем тех, кто хочет стать художниками-постановщиками. Хотя у них изначально много общего.

— Сейчас любой желающий может найти какие угодно онлайн-курсы, являются ли они альтернативой в подобном образовании?

— Я считаю, что онлайн-обучение — это просто часть образования, которая касается больше теории, а не практики. Особенно это относится к художникам по гриму. Если на YouTube девочке рассказать, как красиво делать стрелки, еще не значит, что она может сделать их хорошо. Но я не говорю, что онлайн — это плохо.

Интересно сделать что-то оффлайн и получить дополнительную теоретическую базу, узнать, как пользоваться определенной технологией или каким-то инструментом, например, пластическим гримом. Другая сторона — создание образа. Его нельзя сделать автономно — это и костюм, и конкретный актер, и огромное количество нюансов. От онлайн-лекций нельзя отказываться, но я не верю, что в кино онлайн может заменить оффлайн. Это скорее дополнительная возможность понять, как работают в соседней школе, посмотреть, как делали грим для недавнего крутого блокбастера.  

— Сколько вы набираете студентов на курс?

— Наша школа выпускает 15 художников-постановщиков в год (из 20-22 поступивших) — это более чем достаточно для российской киноиндустрии. Но вопрос не в количестве, а в качестве этих людей, поэтому мы набираем по одной группе каждой специализации (гримеры и художники-постановщики), хотя могли бы сделать несколько. Нужно понимать, что наличие диплома — еще не гарантия успеха в профессии. Многие молодые люди, получившие высшее образование, не хотят дальше учиться. На практике у вас не будут требовать диплом, а спросят только, что вы умеете делать. Так что нужно развиваться, ходить на дополнительные курсы, изучать новые области, расти от проекта к проекту, чтобы наработать хорошее портфолио.

— Интересуется ли молодежь этой специальностью? Какой у вас конкурс на место?

— Интересно, что для молодежи эта специализация не является столь очевидной, как дизайнер, например. Для меня это загадка. Вот рядом с нами — Британская высшая школа дизайна, где учится огромное количество людей на дизайне интерьера. Для художников-постановщиков навыки требуются примерно те же, хотя, естественно, учиться они будут совершенно другим вещам. У нас конкурс три-четыре человека на место. Для сравнения, на режиссерском факультете — 12 человек на место, на операторском — 9-10. С другой стороны, есть невероятная потребность в художниках со стороны киноиндустрии. Потому что кого-кого, а художников меньше всех. И если человек получил у нас специализацию, он впоследствии 100% устроится либо на сериал, либо может пойти ассистентом художника-постановщика. Без работы он не останется.


Отдельно хочу отметить, что если рассматривать оплату труда художников в самых различных областях, то постановщик — одна из самых высокооплачиваемых специальностей. В прошлом году меньше, чем 500 тысяч рублей за проект, опытный художник-постановщик на полнометражном проекте не получал. Кроме того, можно всегда выйти на рекламу, где-то подработать. Рынок сейчас не такой активный, как два года назад, все это знают, но на востребованность профессионалов это никак не влияет. Их всегда мало. Я точно могу сказать, что 90% выпускников работает по специальности. Их берут к себе на проекты их же преподаватели. Ты начинаешь потихоньку следовать за своим преподавателем. Лучшие студенты могут пойти своим путем на какой-нибудь сериал и начать зарабатывать. Большинство людей, которые после нас пошли в кино, окупили свое обучение меньше чем за год. Запрос от индустрии огромный, а людей нет. И они не понимают, что рядом есть область, в которой есть шанс реализоваться и, возможно, достаточно успешно.

 

 
26 марта в Московской школе кино пройдет «Cinema ART Day». В программе — мастер-классы и воркшопы от художников-постановщиков, художников по костюму и гриму, а также концепт-артистов.
 
 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *